Сегодня: 10.07.2024
PDA | XML | RSS
 
 

Реклама от Google

Прогнозирование поведения ребенка раннего возраста на первом приеме у врача-стоматолога детского

Для врача-стоматолога детского важно уметь прогнозировать поведение ребенка во время стоматологического приема. Это поможет специалисту не только грамотно выстроить взаимоотношения с маленьким пациентом, но и при необходимости дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к стоматологическому вмешательству. Наиболее неопределенная ситуация возникает, когда ребенок впервые посещает стоматолога и неизвестно, как он себя поведет.

Целью настоящего исследования было выявление факторов, имеющих значение для прогнозирования поведения детей раннего возраста во время их первого визита к врачу-стоматологу.

В исследовании приняли участие 185 детей в возрасте от 1 до 3 лет, впервые посетивших врача-стоматолога, и 185 матерей. У родителей было получено информированное согласие на участие детей в исследовании. Протоколы исследования одобрены региональным этическим комитетом. Перед посещением ребенком врача проводили анкетирование матерей по разработанной нами анкете для выявления факторов, влияющих на поведение детей во время первого визита к стоматологу. Поведение ребенка интерпретировали в соответствии со Шкалой поведения Franke во время проведения первой неинвазивной процедуры (реминерализующая терапия препаратом «Глуфторед»). В зависимости от поведения дети были объединены в 2 группы: 1-я — 102 ребенка с позитивным поведением (позитивное и определенно позитивное по шкале Franke); 2-я — 83 ребенка с негативным поведением (негативное и определенно негативное по шкале Frankl). Страх стоматологического вмешательства матерей оценивали по Шкале Кора.

Результаты исследования
. Установлено, что дети 1-й группы чаще воспитывались в семьях с хорошей обстановкой, чем во 2-й группе (72,50% и 39,76% соответственно). Основное участие в воспитании всех детей принимали матери, однако для детей 1-й группы по сравнению со 2-й группой, чаще характерно воспитание бабушками (12,75% и 6,02% соответственно) или же всеми членами семьи (21,56% и 7,23%), реже — нянями (1,96% и 4,82% соответственно). Дети 1-й группы чаще посещали детские сады (69,61% и 30,39% соответственно) и отличались лучшей коммуникабельностью, легче находили контакт как со сверстниками (71,57% и 33,73%), так и со взрослыми людьми (65,69% и 30,12% соответственно). Дети 1-й группы реже имели опыт лечения в стационарных условиях, чем во 2-й группе (20,59% и 24,10%), они реже плакали и быстро успокаивались во время инъекций или профилактических прививок (74,52% и 59,04% соответственно). Дети 2-й группы, наоборот, чаще плакали во время процедур и долго не успокаивались, чем дети 1-й группы (27,71% и 13,72%). Детей, которые вели себя немного беспокойно во время инвазивных процедур и быстро успокаивались после них, было приблизительно одинаково в обеих группах (11,76% и 13,25%).

Выявлено, что дома с большинством детей 1-й группы (79,41%) проводились беседы о враче-стоматологе, чтение литературы и просмотр мультфильмов о врачах, в то время как во 2-й группе лишь 46,99% малышей получали подобную информацию. Детей 1-й группы матери целенаправленно готовили к посещению врача-стоматолога в 65,68% случаев, тогда как во 2-й группе реже — в 36,15%. Подготовка детей к посещению стоматолога заключалась в следующем: «сообщили о предстоящем визите к врачу» (88,10% и 100%), «обещали кратковременность визита» (18,63% и 21,69%), «обещали подарок в виде игрушки» (54,90% и 9,64% среди тех, кого готовили к посещению стоматолога в 1-й и 2-й группах соответственно).

В анкете матери указывали предположительное поведение ребенка во время посещения врача-стоматолога. Матери детей 1-й группы чаще, чем во 2-й группе, предполагали, что их дети будут вести себя спокойно (18,63% и 3,58% соответственно) или же тревожно, но послушно (61,76% и 36,14% соответственно). Среди детей 2-й группы матери чаще, чем в 1-й группе (58,28% и 19,61%) предполагали, что их ребенка придется держать во время стоматологического вмешательства. Ожидаемое поведение ребенка чаще совпадало во 2-й группе. Кроме того, было выявлено, что дети 1-й группы реже вели себя хуже прогнозируемого, чем их сверстники из 2-й группы 8,82% и 16,86% соответственно).

При анализе такого фактора, как чистка зубов установлено, что дети 1-й группы чистили зубы чаще, чем во 2-й группе (96,07% и 74,70% случаев).

Анализ результатов анкетирования матерей по Шкале Кора не выявил взаимосвязи между страхом стоматологического вмешательства у матерей и поведением детей раннего возраста во время их первого визита к врачу-стоматологу.

На основании полученных данных была разработана экспресс-анкета прогнозирования поведения детей во время первого приема у врача-стоматолога.

Таким образом, поведение детей во время первого стоматологического приема может прогнозироваться на основании оценки следующих факторов: посещение ребенком детского дошкольного учреждения, легкость установления контакта с другими детьми и взрослыми, спокойное отношение к инъекциям, знания о враче-стоматологе и предстоящем визите к врачу, ожидание подарка за хорошее поведение, наличие опыта индивидуальной гигиены полости рта.


Е.Е. Маслак, Д.С. Власова, Е.Н. Петрикова, Т.С. Петрикова, Н.К. Исмаилова
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»



Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Клинико-рентгенологическая характеристика минерализации дентина в интактных зубах и при кариесе

Категории: Детская стоматология,
В настоящее время наблюдается ухудшение показателей стоматологического здоровья детей, несмотря на определенные успехи в стоматологии. Высокая распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов у..

Электрометрическая характеристика степени воздействия девитализирующих средств

Категории: Детская стоматология,
Хирургические методы лечения с предварительной некротизацией сосудисто-нервного пучка являются неотъемлемой частью детской стоматологической практики. Качественные препараты для девитализации..