Сегодня: 06.07.2024
PDA | XML | RSS
 
 

Реклама от Google

Управление стоматологическими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции

На современном этапе развития российского здравоохранения организация деятельности стоматологических учреждений приобретает особую значимость. Управленческие проблемы находят свое отражение в предлагаемых для обсуждения концепциях 18 и программах реформы системы здравоохранения в стране. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) в настоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые представляют несомненный как практический, так и теоретический интерес.

Специфика управления ЛПУ обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ЛПУ имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов.

Во-первых, результатом деятельности стоматологических учреждений является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг .

Это прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. Наиболее важно, что человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.

Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых стоматологических услуг и соответственно результатов деятельности медицинских учреждений в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере здравоохранения.

Во-вторых, стоматологические услуги относятся к социальным услугам. Это означает, что, с одной стороны, они помимо непосредственного эффекта для потребителя имеют и общественный, социальный эффект, а, с другой, общество признает важность получения гражданами стоматологических услуг и свою роль в их обеспечении стоматологическим обслуживанием. Не случайно в конституциях многих развитых стран, включая Россию, признается право граждан на охрану здоровья.

Таким образом, среди наиболее существенных признаков стоматологических учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, специалисты отмечают:

сложность определения качества и измерения результатов работы; высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
отсутствие права на неопределенность и ошибку;
потребность в тесной координации работы различных подразделений;
высокую квалификацию сотрудников; необходимость контроля со стороны администрации стоматологических учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и соответственно расходов ЛПУ;
трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих учреждениях.

При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи учреждениям, существующим и в других сферах. В этом смысле ЛПУ может быть и не являются абсолютно уникальными структурами. Однако особенность стоматологических учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.

В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что в западных странах внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по 3 основным направлениям:

децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;
наряду с административной развитие системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими учреждениями, но и между государственными службами;
усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы.

В то же время элементы менеджмента проникают и в деятельность некоммерческих учреждений. Таким образом, имеются основания говорить о наметившейся конвергенции методов управления учреждениями, принадлежащими к различным секторам.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что и менеджмент, и администрирование это переводные термины, пришедшие в Россию из зарубежных источников. Традиционно же используемый в России термин «управление» является тем понятием, которое позволяет охватить все многообразие описываемого явления и приобретает особую значимость в условиях сближения методов управления частным и государственным секторами.

Что касается управления стоматологией в России, то хочется надеяться, что проблемы будут решаться не путем простого копирования зарубежного опыта, а осознанного использования всего лучшего, что есть в этом опыте, с учетом исторических, социально-экономических и других особенностей России. Практика функционирования учреждений здравоохранения свидетельствует о том, что наибольший эффект в управлении ими дают проверенные на практике научные методы управления, которые берут все лучшее из опыта и государственного, и частного, и некоммерческого секторов.

А.О. Алиева, О.Р. Курбанов, А.И. Абдурахманов



Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

К вопросу о совершенствовании организации стоматологической службы в Российской Федерации

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
В настоящей работе проведено предварительное изучение наиболее существенных направлений в организации стоматологической службы (ОСС). Первостепенной основой ОСС является многоуровневая комплексная..

Развитие маркетингового подхода к управлению предпринимательской деятельностью в сфере стоматологии

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
Управление развитием стоматологических услуг (СУ) связано с решением новых задач, которые по своей сущности являются задачами управления стратегией развития в зависимости от способа развития СУ. Сегодня..