Сегодня: 17.10.2017
PDA | XML | RSS
 
 





Реклама от Google

Структура онкологической службы Республики Беларусь

Категории: Другое,
Проблеме борьбы со злокачественными новообразованиями наше здравоохранение всегда уделяло огромное внимание. В Республике Беларусь существует государственная система специализированной онкологической помощи населению (рис. 2.3.).


Рис. 2.3. Организационная структура онкологической службы Республики Беларусь.


Работа, основанная на современных воззрениях в области организации и дальнейшего развития противораковой борьбы строится на основе ряда нормативных документов. Совершенствование онкологической помощи населению осуществляется также в рамках национальной комплексной программы "Онкология". Программой предусматриваются укрепление материально-технической базы онкологической службы; значительное повышение обеспеченности онкологических больных лечением в условиях специализированной сети; первооснащения радиологических отделений современной аппаратурой; внедрение в практику новых методик комбинированного и комплекснoro лечения; улучшение организаций квалифицированной медицинской помощи детям со злокачественными новобразованиями, усовершенствование преподавания онкологии.

Разработка и апробация новых технологий диагностики, лечения и реабилитации больных злокачественными опухолями, а также использование уже накопленного в этом направлении мирового опыта позволили издать впервые в Беларуси (2004) национальные «Протоколы диагностики и лечения злокачественных новообразований». В настоящее время в республике используются переизданные протоколы (приказ МЗ РБ от 09.02. 2007 г., № 80).

Об эффективности работы онкологической службы республики свидетельствует уменьшение числа больных подлежащих радикальному лечению, которым специализированная помощь не оказывалась из-за наличия общих противопоказаний (с 9.0% в 1993 г, до 1,7% в 2004 г. среди вновь выявленных больных), а также снижение числа отказавшихся от лечения больных с 8,1% в 1993 г. до 3,7% в 2004 г.

Приступая к изложению структуры онкологической службы в республике, следует подчеркнуть, что принципы ее организации, основанные на диспансерном методе, полностью себя оправдали.

Онкологическая служба страны обеспечивает специализированную медицинскую помощь населению и диспансеризацию больных со злокачественными новообразованиями. В своей деятельности она тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение больных злокачественными новообразованиями IV клинической группы.

В Республике Беларусь выполнение основных принципов противораковой борьбы и онкологической помощи населению обеспечивается разветвленной сетью онкологических учреждений. Онкологическая служба страны находится в подчинении Министерства здравоохранения и представлена научно-исследовательским институтом онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, четырьмя областными онкологическими диспансерами (Брестский, Витебский, Гомельский), онкологическими отделениями Гродненской областной клинической больницы и семью городскими и межрайонными диспансерами (Барановичский, Бобруйский, Випейский, Минский, Мозырский, Пинский, Полоцкий).

Специализированную онкогематологическую помощь детям оказывает Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии, а больным раком щитовидной железы — Республикансуий научно-практический центр опухолей щитовидной железы В сельских и городских районах имеются онкологические кабинеты, возглавляемые районным (городским) онкологом (районных онкологов в республике — 115). Важную роль в оказании онкологической помощи населению играют кафедры онкологии в БелМАПО и медицинских ВУЗах страны (рис.2.3).

По мнению В.И. Чиссова и соавт. (2002), в онкологии, как ни в какой другой области медицины, уровень материально-технической оснащенности и квалификации кадров определяют судьбу больного. Реалии таковы, что эффективность лечения онкологического больного в специализированном учреждении значительно выше, чем в стационаре общего профиля, не располагающем всем необходимым для специального лечения.

Так, проведенный в России выборочный анализ показал, что 5-летняя выживаемость при раке желудка больных, пролеченных в онкологических стационарах, в 4 раза выше, чем в учреждениях общей лечебной сети. В этом плане предпосылки для улучшения качества и объема специализированной онкологической помощи населению в республике имеются. Так, постепенно улучшается структура распределения онкологического коечного фонда.

Для оказания специализированной онкологической помощи в республике развернуто 3830 коек, в том числе 130 — в центре детской онкологии и гематологии (рис. 2.4). Это позволило значительно уменьшить количество онкологических коек в общей лечебной сети, а 90% онкологическим больным - получить квалифицированную помощь в специализированных лечебных учреждениях, которую оказывали в 2006г. 356 онкологов и 150 радиологов (среди них 29 докторов медицинских наук и 74 — кандидата медицинских наук).


Рис. 2.4. Структура коечного фонда онкологических учреждений Республики Беларусь.


Нормативно-правовая база работы всех структур онкологической службы определяется соответствующими документами. В настоящее время все аспекты деятельности онкодиспансера, онкокабинета и районного онколога, а также принципы взаимоотношений между онкологической службой и общей лечебной сетью в проведении противораковой борьбы регламентирует приказ МЗ РБ № 205 от 27.08.2004 г. «О мерах по совершенствовванию работы онкологической службы Республики Беларусь».

Научно-исследовательский институт онкологии и медицинской радиологии МЗ Республики Беларусь (НИИО и MP МЗ РБ) им. Н.Н. Александрова возглавляет и координирует все виды деятельности онкологической службы в области организации противораковой борьбы и фундаментальных исследований и осуществляет:

• научно-методическое руководство онкологической сетью республики;
• повышение квалификации врачей-онкологов и врачей общей лечебной сети;
• оказание консультативной помощи больным;
• оказание специализированной помощи больным;
• клинико-экспериментапьные исследования в области онкологии.

Институт располагает современной материально-технической базой для диагностики и лечения больных, научных исследований. Оказание специализированной помощи при всех видах онкологической патологии осуществляют 14 стационарных и 11 клинико-диагностических отделений. Институт является координирующим центром специализированной онкологической службы республики как внутри страны, так и за рубежом.

Онкологический диспансер

Основным структурным подразделением онкологической службы республики является областной онкологический диспансер, который находится в ведении территориального отдела здравоохранения. В сфере деятельности диспансеров находятся городские (межрайонные) диспансеры и онкологические кабинеты на территории, население которой обслуживает диспансер. Основные структурные подразделения диспансера представлены на рисунке 2.5, хотя реальное количество их может быть достаточно вариабельным и определяется численностью населения, структурой его онкологической заболеваемости и другими факторами.


Рис. 2.5. Структура областного (городского, межрайонного) диспансера.


Основные задачи деятельности областного онкологического диспансера:

1. Обеспечение в полном объеме квалифицированной стационарной и поликлинической консультативной и лечебной помощи онкологическим больным.
2. Организационно-методическое руководство и координирование деятельности всех онкологических и лечебно-профилактических учреждений по вопросам ранней диагностики предопухолевых и опухолевых заболеваний, лечения и диспансерного наблюдения.
3. Систематический учет и анализ состояния заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований; анализ причин поздней диагностики рака.
4. Активное освоение и внедрение в практику специализированных онкологических лечебных учреждений современных методов диагностики и лечения рака.
5. Контроль за правильностью лечения больных злокачественными опухолями, которое проводится в общей лечебно-профилактической сети.

Таким образом, практическая деятельность диспансера охватывает достаточно широкий круг вопросов противораковой борьбы на территории области и является основным связующим звеном между онкологическими учреждениями и общей лечебной сетью.

Онкологический кабинет

Первичным звеном в лечебно-диагностическом процессе являются лечебно-профилактические учреждения сельских районов (в республике их 118) и городов. В своей повседневной деятельности областной онкодиспансер опирается на онкологические кабинеты, которые организуются в составе поликлиник городских и районных больниц. Работу кабинета возглавляет районный (городской) онколог, который в административном плане подчиняется главному врачу территориального медицинского объединения (ТМО), а в организационно-методическом — главному врачу областного (городского) диспансера. Деятельность онкологического кабинета регламентирована соответствующими нормативными документами.

Задачи онкологического кабинета:

1. Организационно-методическое руководство противораковыми мероприятиями, которые осуществляет лечебно-профилактическая сеть
2. Проведение учета и диспансерного наблюдения за онкологическими больными.
3. Осуществление обследования больных и организация своевременного их лечения.

Виды деятельности районного (городского) онколога:

1. Первичный и консультативный прием онкологических больных и организация их госпитализации для специального лечения, анализ причины отказов в госпитализации для специального или симптоматического лечения.
2. Диспансеризация онкологических больных и пациентов с предраковыми заболеваниями.
3. Патронаж на дому всех нуждающихся в нем онкологических больных, в том числе и больных IV клинической группы, которые посещаются на дому врачами и медсестрами поликлиники по месту жительства больного.
4. Осуществление амбулаторной химио- и гормонотерапии.
5. Решение совместно с онкологической МРЭК вопросов инвалидности и/или восстановления трудоспособности (частичной или полной).
6. Организация и методическое руководство противораковыми мероприятиями в районе своей деятельности.

Сюда входят проведение профосмотров населения силами медицинских работников лечебно-профилактических учреждений; санитарно-просветительная работа среди населения; привлечение общественности к противораковым мероприятиям; систематический анализ диагностических ошибок и разбор их совместно с врачами амбулаторно-поликлинической сети. Вместе с тем, было бы неправильно рассматривать онкологический диспансер и онкологический кабинет только как лечебно-консультативные учреждения для больных злокачественными и предопухолевыми заболеваниями. В современном понимании их функций и деятельности первое место занимает организация эффективной онкологической помощи больным не только онкологической, но и лечебно-профилактической сетью.

Суть и содержание этой работы направлены на то, чтобы обеспечить совместную и согласованную деятельность онкологической службы и лечебно-профилактической сети для своевременной диагностики, учета, адекватного лечения и диспансеризации больных раком. Как известно, онкологический больной первично обращается к врачу общей лечебной сети, уровень квалификации которого во многом определяет последующую его судьбу. Несомненно, за последние годы подготовка врачей по онкологии заметно улучшилась.

Подготовка студентов осуществляется на кафедрах онкологии медицинских университетов, где студенты получают достаточный объем теоретических и клинических знаний. Кроме того, онкологическая служба проводит целенаправленную работу по повышению онкологических знаний и онкологической грамотности врачей общей лечебной сети (семинары, конференции, разбор диагностических ошибок и причин запущенности).

Очевидно, что в совместной деятельности онкологической и общей лечебной сети центральное место занимают вопросы профилактики и ранней диагностики новообразований и предопухолевых заболеваний. Выдвинутая Н.Н. Петровым (1946 г.) идея массовых обследований населения для раннего выявления рака и предраковых заболеваний получила широкое признание. Профилактические осмотры проводятся силами лечебно-профилактической сети, тогда как на онкологическую службу возложена организационно-методическая работа по их осуществлению.

В этом плане онкологами страны осуществляется целенаправленная работа по совершенствованию форм и методов их проведения, увеличению числа осмотренных. Так, в 2004 г. в 23,4% случаев злокачественные новообразования были выявлены при профилактических осмотрах (в 1993 г. число таких больных составило 7,5%). Таким образом, существующая в стране система онкологической помощи отнюдь не является автономной, в своей работе она тесно связана с общей лечебной сетью.

Более того, на последнюю возложен ряд обязанностей по осуществлению мероприятий, входящих в программу противораковой борьбы:

1. Проведение массовых профилактических осмотров населения, улучшение их качества за счет адекватного обследования населения в возрасте старше 40 лет.
2. Углубленное, с применением современных методов диагностики, обследование контингентов, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний.
3. Учет, диспансеризация и лечение больных с предопухолевыми заболеваниями.
4. Повышение эффективности работы смотровых кабинетов поликлиник.
5. Проведение противораковой пропаганды, формирование здорового образа жизни среди населения с целью профилактики онкологических заболеваний.
6. Своевременная диагностика злокачественных опухолей в поликлинических учреждениях по месту первичного обращения больных
7. Обязательное проведение диагностического минимума обследования при подозрении на рак у находящихся на лечении в учреждениях общего профиля по поводу других заболеваний.
8. Своевременное направление больных раком в онкологические и другие специализированные учреждения, имеющие оборудование и условия для специального лечения.
9. Госпитализация инкурабельных онкологических больных в стационары общей лечебной сети по месту жительства для симптоматического лечения.

Смотровой кабинет

Особое место в системе профилактики и раннего выявления рака и предраковых заболеваний занимает смотровой кабинет поликлиники. Он не принадлежит непосредственно к онкологической службе, однако по роду своей деятельности осуществляет мероприятия, направленные на раннее выявление онкологической патологии среди женщин, обращающихся в поликлинику по поводу соматических заболеваний. В настоящее время уже не вызывает сомнений высокая эффективность (и медицинская, и экономическая) деятельности смотровых кабинетов, которых в стране насчитывается 258.

Задачи работы смотрового кабинета:

1. Проведение профилактического осмотра женщин в целях раннего выявления рака и предраковых заболеваний половых органов, молочной железы, кожи, прямой кишки.
2. Направление лиц с выявленной патологией к специалистам для уточнения диагноза.
3. Проведение противораковой пропаганды среди женщин, посещающих поликлинику. К диагностическим манипуляциям, выполняемым в смотровом кабинете, относятся: осмотр кожных покровов и слизистых оболочек; осмотр и пальпация молочных желез; пальпация периферических лимфоузлов; осмотр в зеркалах шейки матки и влагалища; бимануальное исследование мал<и и придатков; пальцевое исследование прямой кишки; взятие» мазков из влагалища и цервикального канала.

В целом, можно констатировать, что существующая на сегодняшний день структура онкологической службы в тесной связи с общей лечебно-профилактической сетью обеспечивают достаточно высокий уровень проведения профилактики рака, активного выявления ранних форм онкологической патологии и предраковых заболеваний и оказания специализированной помощи больным злокачественными новообразованиями.

Угляница К.Н., Луд Н.Г., Угляница Н.К.

Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Структура онкологической службы Республики Беларусь

Категории: Другое,
Проблеме борьбы со злокачественными новообразованиями наше здравоохранение всегда уделяло огромное внимание. В Республике Беларусь существует государственная система специализированной онкологической..

Характеристика злокачественных новообразований в республике Беларусь

Категории: Другое,
В республике Беларусь, как и во всех странах мира, отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями, смертности от них и эта тенденция к росту заболеваемости многими формами рака, следует..