Распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта среди плавсостава Обь-Иртышского речного пароходства
Профессиональная деятельность работников водного транспорта (плавсостава морского и речного пароходства) сопряжена с комплексом вредных факторов, которые могут вызвать временную утрату работоспособности (В.Г. Гордиенко, 1999; Г.П. Крестьянинова, 2001). Наиболее значимыми из них являются вибрация, шум, температурный фактор (И.П. Мельникова, 2007). Стоматологи, кроме профессиональных вредностей, отмечают специфичную организацию труда и быта, недостаточность питания и соблюдения гигиены полости рта в период плавания, резкие перепады атмосферного давления в период навигации (И.В. Колесников, 2001). Причем вредные факторы оказывают патогенное влияние на плавсостав не только в период рабочей смены, но и во время отдыха и сна. Следует добавить, что период плавания составляет от нескольких месяцев до 1 года и более. Таким образом, актуальность изучения
стоматологической патологии у плавсостава и разработка методов ее профилактики и коррекции не вызывает сомнения.
Имеющиеся в литературе сведения, посвященные данной проблеме, как правило, касаются плавсостава морского флота (В.Г. Гордиенко, 1999; И.В. Колесников, 2001; И.П. Мельникова, 2007; А.С. Оправин, 1989). Стоматологическая патология у плавсостава речного флота изучена недостаточно (Г.П. Крестьянинова, 2001). Между тем, она имеет свои особенности, связанные с сезонностью навигации (в среднем для Западной Сибири — это 4—6 мес в году (начало — апрель-май, окончание — октябрь-ноябрь), климатической специфичностью каждого региона (плавание речников Обь-Иртышского речного пароходства осуществляется в холодном климатическом поясе) (Г.П. Крестьянинова, 2001), более тесной связью речного судна с береговыми службами и некоторыми другими.
Целью исследования явилось изучение распространенности
кариеса зубов и
заболеваний пародонта (ЗП) среди плавсостава Обь-Иртышского речного пароходства в г. Омске.
Обследовали 39 речников Обь-Иртышского речного пароходства г. Омска в возрасте 20-60 лет. Исследование проводили без тендерной спецификации (женщины в исследовательской выборке составили менее 10 % — 3 человека). Обследуемых ранжировали по группам: 20—29 лет (1-я группа - 5 человек), 30-39 лет (2-я группа - 12), 40-49 лет (3-я группа - 13), 50 лет и старше (4-я группа - 9 человек). Трудовой (плавательный) стаж во 2-й, в 3-й и 4-й — не менее 6 лет. Определяли распространенность и интенсивность кариеса (КПУ) по критериям, рекомендованным ВОЗ (П.А. Лeyc, 1989). Для изучения распространенности ЗП использовали пародонтальный индекс Р J (Рассел, 1956) и индекс гингивита РМА (С. Parma, 1976). В качестве контроля использовали показатели распространенности кариеса и индекса КПУ у 20 работников аналогичного половозрастного состава наземных служб в указанной организации.
Установлено (табл. 1), что распространенность кариеса у речников в среднем составляет 91,1±3,1%, индекс КПУ — 14,62±0,40. В динамике изучения показателей выявлено, что в возрастном интервале 20—29 лет (1-я группа) уровень КПУ превышает аналогичный показатель в контрольной группе в 1,6 раза; во 2-й и 3-й группах — в среднем в 1,1 раза, в 4—й группе — в 1,2 раза. Наименьшее значение индекса КПУ наблюдается в самой молодой группе речников (1-я), максимальное — в 4-й группе. В ходе проведения исследований отметили, что практически в каждом втором случае дефекты зубных рядов не замещены протезами.
ЗП обнаружены у 33 пациентов (84,6 %). Наиболее часто диагностировали катаральный гингивит (16 человек, 48,8 %), пародонтит легкой степени (10 человек, 30,3%) и пародонтит средней степени тяжести (7 человек, 20,9 %). ЗП распространены у пациентов всех групп, однако максимальная его распространенность (72,9 %) приходится на возраст 20-29 лет и 30-39 лет.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о более высокой распространенности и интенсивности кариеса и ЗП плавсостава Обь-Иртышского речного пароходства по сравнению с наземными (береговыми) служащими. В сравнении с аналогичными данными по другим регионам морского и речного флота РФ можно отметить, что наши результаты исследований примерно совпадают с полученными ранее. Так, установлено, что распространенность кариеса среди плавсостава Каспийского морского пароходства составляет 91,6 %, а в Новороссийском морском пароходстве - 94,6 % (И.В. Колесников, 2001; И.П. Мельникова, 2007). А.С. Оправин и соавт. (1989) отмечают, что, несмотря на проводимую плановую санацию полости рта у моряков Северного морского пароходства, процент их нуждаемости в лечении зубов и ЗП высок и составляет 87,9 %. По данным А.Ю. Федорова и соавт. (1990), среди плавсостава торговых и пассажирских судов Балтийского морского пароходства показатель распространенности ЗП составляет 72,6 %, при этом на долю гингивита приходится 34,5%, пародонтита — 23,2 %, пародонтоза — 14,9 %. Эти данные совпадают с результатами обследования ЗП у 1107 работников Военно-морского флота США (К.Е. Diefenderfer, 2007).
Таким образом, данные проведенного исследования подтверждают патологическое влияние профессиональных вредностей речников (качка, вибрация, шум и др.) на стоматологический статус, а именно вызывает увеличение интенсивности кариеса по сравнению с работниками наземной (береговой) службы в среднем в 1,4 раза, распространенность ЗП — в 1,7 раза. Плавсостав Обь-Иртышского речного пароходства, несомненно, относится к «группе риска» по стоматологической патологии и нуждается в углубленном исследовании механизмов стоматологических расстройств для разработки эффективных мер по их профилактике.
Таблица. Индекс КПУ в основной и контрольной группах (М±m)
Возраст, лет |
Основная группа |
Контрольная группа |
20-29 |
13,59±0,52* |
8,32±0,15 |
30-39 |
14,30±0,32* |
12,61±0,48 |
40-49 |
14,51±0,30* |
12,83±0,41 |
50и старше |
16,11±0,45* |
13,71±0,53 |
Примечание. * — различия достоверны по сравнению с контролем.
В.Н. Чиняк, И.В. Струев, Б.В. Воронов, В.М. Семенюк
ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», ФГУ «Западно-Сибирский медицинский центр», г. Омск