Сегодня: 29.11.2024
PDA | XML | RSS
 
 





Реклама от Google

Психофизиологический статус детей и подростков со сколиозом

Цель - изучить психофизиологический статус детей и подростков со сколиозом и оценить его динамику в послеоперационном периоде.

Пятьдесят восемь больных в возрасте 10-16 лет со сколиозом III-IV степени (по классификации В.Д. Чаклина, 1978), из которых 17 были прооперированы по методике Cotrel-Dubousset; 18 практически здоровых детей аналогичного возраста (контрольная группа). Использовали клинический, рентгенологический и психофизиологический методы исследования. Клинико-рентгенологическое исследование осуществлялось с использованием общепринятой схемы обследования ортопедического больного. Состояние психоэмоциональной сферы оценивали по уровню депрессии с помощью шкалы Зунге, адаптированной Т.И. Балашовой (1987), показателям личностной и реактивной тревожности (опросник "Шкала Спилбергера-Ханина"), типу отношения пациентов к самой болезни (Личностный опросник Бехтеревского института - ЛОБИ), а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит). Состояние реактивности психовегетативной сферы изучали с помощью воздействия на рефлексогенные зоны: глазосердечный рефлекс (Даньи-Ашнера), синокардиальный (Чермена-Геринга) и солярный (Тома-Ру). Прооперированные пациенты обследованы трижды: до операции, через шесть и двенадцать месяцев после хирургического вмешательства.

Психоэмоциональная сфера больных со сколиозом характеризуется уровнем депрессии, который статистически значимо отличается от контрольной группы и возрастает с 42,6±1,8 до 52,1±3,2 баллов. Выраженность ситуативной и личностной тревожности до операции была расценена как умеренная и нормальная. Так, показатель ситуативной тревожности у больных увеличивался с 44,3±3,2 до 52,6±2,7 баллов, а личностной - составлял в среднем 57,4±2,5 баллов (р<0,05). Изучение типов реакций на болезнь с помощью ЛОБИ показало, что в 35% случаев отмечались реакции на болезнь, нарушающие социальную адаптацию (преимущественно сенситивный тип в сочетании с тревожным или обсессивным), в 25% определялся гармонический тип и в 40% - тип реакции не выявлялся, что может быть связано с длительностью заболевания. Выявленные расстройства в психовегетативной сфере в подавляющем большинстве случаев (80% больных) характеризовались возрастанием лабильности вегетативной нервной системы до 5,9±1,6 Ед при норме 3,9±1,6 Ед и снижением реактивности. Так, при указанных изменениях глазосердечный рефлекс снижался по сравнению с нормой на 18,7±1,2%, синокардиальный рефлекс - на 23,4±2,6%, солярный рефлекс - на 22,6±1,9%. Изменение вегетативного обеспечения деятельности оценивалось по снижению показателя ортоклиностатической разницы, а именно с 4,8±1,2 до 3,3±1,6 Ед (р<0,05). Наиболее достоверные изменения при обследовании через шесть и двенадцать месяцев после операции выявлены в психоэмоциональной сфере. Так, уровень депрессии после хирургического вмешательства находился в границах нормального или субклинического уровня в 91% случаев. Ситуативная тревожность у детей и подростков в послеоперационном периоде имела тенденцию к снижению (47,4±1,5 баллов), в отличие от личностной, которая оставалась на прежнем уровне (55,2±2,1 баллов). Реакции на болезнь, нарушающие социальную адаптацию, после операции отмечены лишь у 25% пациентов, причем преобладал неврастенический тип реакций в сочетании с ипохондрическим. При анализе состояния вегетативной нервной системы у больных после оперативного вмешательства было установлено, что ни по одному из анализируемых показателей, характеризующих психовегетативную сферу, статистически значимых различий до и после операции не отмечено.

Психофизиологический статус детей и подростков со сколиозом существенно отличается от нормы. Нарушения в психоэмоциональной сфере характеризуются высоким уровнем депрессии, ситуативной и личностной тревожности, нарушением социальной адаптации, а в психовегетативной сфере отмечается повышение лабильности и снижение реактивности вегетативной нервной системы. При хирургическом лечении больных со сколиозом в ближайшем послеоперационном периоде положительная динамика в основном наблюдается в психоэмоциональной сфере, что обусловлено рядом факторов (устранение выраженного физического дефекта, улучшение социальной адаптации и т.д.), в то время как в психовегетативной сфере существенной динамики в этот период не отмечается, что, по всей видимости, обусловлено недостаточным сроком наблюдения.


Норкин И.Л., Зарецков В.В., Зуева Д.П.
ФГУ "Саратовский НИИТО Росздрава"

Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Корригирующие операции в практике подготовки к протезированию детей с дефектами кисти

Категории: Детские заболевания и травмы, Хирургия и лечение кисти,
При клинодактилии, девиации фаланг и пястных костей, ограничивающих, а порой и исключающих функцию схвата, нарушающих внешний вид кисти, препятствующих протезированию, ставятся показания к корригирующим..

Роль реконструктивной микрохирургии в протезировании у детей

Категории: Детские заболевания и травмы,
Принято считать, что все операции, проводящиеся в процессе подготовки детей к протезированию, следует делить на три группы: ликвидирующие пороки и заболевания культи, операции, повышающие функциональность..

Опыт хирургического лечения многоуровневых стенозов пояснично-крестцового отдела позвоночника

Категории: Хирургия и лечение позвоночника,
Цель исследования. Разработать тактику хирургического лечения многоуровневых стенозов пояснично-крестцового отдела позвоночника у лиц пожилого и старческого возраста, оценить ее..

Комплексная оценка результатов лечения методом пункционной лазерной операции

Категории: Хирургия и лечение позвоночника,
Цель исследования. Комплексная оценка эффективности малоинвазивного метода лечения - пункционной поликанальной лазерной декомпрессии диска (ППЛДД) с использованием неврологического мониторинга,..