Цель: на основе факторного анализа разработать модель вероятности политравмы при ДТП.
Политравма ДТП занимает основное место в структуре политравмы в целом. Причем данная разновидность политравм имеет тенденцию к росту, и тому есть причина.
За 20-летний период работы сотрудники БНИЦТиО накопили достаточный опыт диагностики политравм на результате ДТП, а потому во многом диагностическая тактика строилась в основе опыта и интуиции. Именно из-за невозможности применения субъективных приемов диагностики в план обследования активно включены и применяются инструментальные методы, в том числе лапароскопия, торакоскопия, УЗИ и КТ.
Мы убеждены в том, что травматизм при ДТП можно рассматривать как медико-социальное явление, заключающееся в возникновении с определенной вероятностью повреждения того или иного органа, характерной локализации травмы. В указанном аспекте правильнее будет говорить о травматогенезе, который следует понимать как условие, механогенез и вероятность травмы. Нами разработана такая модель на основе факторного анализа 559 историй болезни пострадавших при ДТП, госпитализированных в БНИЦТиО, а также 155 протоколов судебно-медицинских исследований за 10-летний период. Всего было учтено 714 пострадавших, из них 78,4% попали в автокатастрофу, были сбиты грузовым и легковым транспортом - 12,4%, мототранспортом, гужевым транспортом - 3,4%.
Следует обратить особое внимание на то, что у лиц с дорожно-транспортной политравмой обычные диагностические примеры зачастую оказываются несостоятельными:
По нашим данным, поражение отдельных аналогичных областей тела у пострадавших с политравмой при ДТП наблюдалось со следующей частотой: ЧМТ - 68,5%; повреждение нижних конечностей - 53,4%; груди 34,5%; живота - 38,9%; верхних конечностей - 33,5%; таза - 18,7%. Следует заметить, что чаще наблюдались травмы шеи у мотоциклистов, грудной клетки - у автомобилистов, нижних конечностей, живота и таза - у пешеходов.
Трудности в диагностике политравмы при ДТП вызваны своеобразным патогенезом, ведущим к непривычной симптоматике и обусловливающим диагностические ошибки. Это связано с тем, что политравма ДТП обладает рядом особенностей: при ней выражен синдром взаимного отягощения; на первый план нередко выступают симптомы менее тяжелых повреждений; привычная симптоматика может быть связана или отсутствует вообще. В многообразии симптомов нам удалось отметить, что сочетанная травма обладает некоторыми особенностями.
Основные из них, по нашим наблюдениям, следующие: во-первых: наличие четко выраженного синдрома взаимного отягощения, при котором множество повреждений, не представляющих в отдельности риска для жизни пострадавшего, суммируясь и отягощая течение одного другим, приводят к тяжелому состоянию, заканчивающемуся нередко смертью пострадавшего; во-вторых: политравма ДТП является не суммой различных изолированных повреждений с привычной, в таких случаях симптоматикой, а качественно новой единицей со своеобразным патогенезом, варьирующим в каждом конкретном случае в зависимости от того, какая травма ведущая; в-третьих: политравма ДТП - это состояние, при котором нередко на первый план выступают симптомы менее тяжелых повреждений, но с более выраженным болевым синдромом. Они затушевывают симптоматику основного повреждения, требующего срочного оперативного вмешательство. Эта особенность дезориентирует хирурга и заставляет заниматься второстепенными повреждениями, упуская время, драгоценное для такой ситуации; в-четвертых: привычная симптоматика изолированных повреждений при политравме ДТП может быть «смазана», нивелирована или отсутствовать. Это связано с патогенетическими особенностями сочетанных повреждений, приводящими к непривычной клинической картине с необычным симптомокомплексом, влекущим за собой диагностические ошибки хирурга.
Шукурбаев К.А., Файзуллаев Р.А., Таштемиров Н.О., Кичинегулов Т.И.
Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии, республика Кыргызстан