RSS | PDA | XML

Реклама




Облучатель дезар
Кварцевые, бактерицидные облучатели от производителя
farm-invest.ru

Определение индивидуального гарантийного срока в клинике ортопедической стоматологии





Стоматологическая помощь имеет определённую специфику с точки зрения правового регулирования в тех случаях, когда её оказание предполагает наличие овеществлённого результата. Существование указанных отношений становится очевидным при изготовлении зубных протезов, постановке пломб и т.д. С одной стороны, в подобных случаях речь идёт об оказании медицинской услуги, с другой стороны, — имеет место наличие овеществлённого результата, являющегося неотъемлемым признаком работы. Оказание стоматологической помощи в таких случаях носит комплексный характер, поскольку сочетает в себе элементы 2 гражданско-правовых договоров — договора об оказании услуг и договора подряда.

Законом РФ «О защите прав потребителей» (1993) обязанность по установлению и доведению до потребителя гарантийных обязательств и сроков службы возложена на исполнителей услуг (изготовителей товаров). Если же исполнитель — стоматологическое предприятие — такие сроки не установил, то вышеупомянутый Закон в обязательном порядке регламентирует его ответственность по безвозмездному удовлетворению обоснованных требований пациентов в течение гарантийного срока и безвозмездному устранению существенных недостатков работы в течение срока службы.

Стоматологическое предприятие должно быть заинтересовано в установлении гарантийных сроков и сроков службы на выполненные работы, так как в противном случае законодатель требует, чтобы все претензии, соответствующие требованиям гарантийного срока, удовлетворялись в течение 2 лет, а срока службы — в течение 10 лет со дня приемки пациентом результата работы, а если этот день установить невозможно, то с даты окончания выполнения работ в клинике. Поэтому руководству предприятий стоматологического профиля удобнее и экономически целесообразнее установить собственные обоснованные гарантийные сроки и сроки службы на результаты работы, которые попадают под действие данных положений закона. Важное значение имеет также тот факт, что при установлении конкретного срока службы, исполнитель услуги вправе оговорить условия эксплуатации результата работы пациентом, при которых гарантия сохраняется.

К сожалению, понятия «срок гарантии» и «срок службы», именно при оказании стоматологической помощи до настоящего времени в целом не введены в отрасль здравоохранения. Между тем, сегодняшнее гражданское законодательство устроено таким образом, чтобы максимально защитить права потребителя, а действующее медицинское законодательство также явно перекошено в сторону защиты прав пациентов и не учитывает реальных условий, в которых происходит оказание медицинских услуг в стоматологии.

Разработанная на кафедре ортопедической стоматологии СПб МАПО и внедренная в практическую работу ГУЗ «Стоматологическая поликлиника №20» Санкт-Петербурга система гарантий позволяет подойти к установлению гарантийного срока в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Весь спектр факторов, потенциально определяющих длительность функционального состояния протеза, разделён нами на 3 основные группы:
  • особенности социального и соматического статуса пациента (общие факторы);
  • особенности стоматологического статуса (местные факторы);
  • особенности ортопедической конструкции (конструкционный материал, технологические и лечебные факторы).

Лишь определённые факторы в каждой из этих групп реально влияют на продолжительность службы ортопедической конструкции, её полноценность, а следовательно, на эффективность стоматологической реабилитации. Соответственно была определена степень зависимости различных параметров от динамики изменения показателей вероятности функционирования ортопедической конструкции на протяжении 10-летнего срока наблюдений с целью выявления значимых из них. Выполненный анализ позволил заключить, что вклад каждого фактора в длительность функционирования ортопедической конструкции не только не одинаков по степени влияния, но и имеет положительный или негативный эффект. Соответственно период обоснованных гарантий зависит от сочетания тех или иных параметров, потенциально изменяясь в большую и меньшую сторону.

В реальной практике речь идёт о триаде «организм» — «зубочелюстная система» — «конструкция» со всем многообразием связей и соотношением факторов. Следовательно, необходим комплексный учёт всех значимых характеристик. На практике процедура создания прогностической модели и принятия прогностического заключения сводится к 3 основным шагам:
  1. Расчёт совокупности удельных весов прогностических факторов (соотношения вероятностей исходов).
  2. Оценка прогностической значимости факторов.
  3. Оценка достоверности полученной прогностической модели.

Нами были определены прогностические коэффициенты удельных весов различных признаков, отражающих параметры половозрастной и социальной характеристик пациента, его соматического и стоматологического статусов, а также характеристики ортопедической конструкции, оформленные в виде таблиц.

Такая система расчета позволяет в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и изготовленной ортопедической конструкции установить гарантийный срок и срок службы в интервале от нескольких месяцев до 5 лет. С одной стороны, это позволяет объективизировать принцип предоставления гарантий и минимизировать риски и издержки стоматологического предприятия, с другой, — позволяет использовать обоснованный маркетинговый ход в виде возможности получения гарантий до нескольких лет, что всегда положительно воспринимается пациентами.

В случае использования предложенной схемы на этапе обследования и определения плана лечебных мероприятий врач-стоматолог получает возможность смоделировать функциональную ситуацию, которая учитывает параметры, характеризующие соматический и стоматологический статус пациента, ожидаемые технологические и лечебные факторы. Уже на диагностическом этапе появляется возможность прогнозировать течение адаптационного процесса у каждого пациента. В случае, если будущий срок гарантии представляется минимальным по времени, необходимо, при наличии такой возможности, провести лечебные мероприятия, мотивировать пациента, рассмотреть альтернативные типы и виды зубного протеза, конструкционные материалы. При таких нестандартных подходах к схеме стоматологической реабилитации пациента при повторных расчетах гарантийные сроки клинического благополучия увеличивались в несколько раз.

Система прогноза эффективности стоматологической реабилитации вместе с системой индивидуального срока гарантий и срока службы может обеспечить обоснованные критерии качества оказания ортопедической помощи и гарантии данного качества с учётом реальных возможностей здравоохранения.


Ю.Г. Голинский
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская МАПО», Санкт-Петербургское ГУЗ «Стоматологическая поликлиника №20»





Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

К вопросу о совершенствовании организации стоматологической службы в Российской Федерации

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
В настоящей работе проведено предварительное изучение наиболее существенных направлений в организации стоматологической службы (ОСС). Первостепенной основой ОСС является многоуровневая комплексная..

Развитие маркетингового подхода к управлению предпринимательской деятельностью в сфере стоматологии

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
Управление развитием стоматологических услуг (СУ) связано с решением новых задач, которые по своей сущности являются задачами управления стратегией развития в зависимости от способа развития СУ. Сегодня..

Особенности финансового обеспечения стоматологических лесебно-профилактических учреждений России

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
В новых экономических условиях сохранить детскую стоматологию бесплатной стало невозможным в связи с недостатком финансирования. Это привело к поиску альтернативных путей выхода из кризиса. Бюджетное..

Роль рыночных отношений в показателях деятельности стационара ЦНИИС по обслуживанию больных

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
Переход к рыночным отношениям существенно изменил многие сферы деятельности и подходы к реализации всех видов медицинской и в том числе стоматологической помощи. Причем это коснулось как врачебного..

Управление стоматологическими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
На современном этапе развития российского здравоохранения организация деятельности стоматологических учреждений приобретает особую значимость. Управленческие проблемы находят свое отражение в предлагаемых..