Сегодня: 11.06.2024
PDA | XML | RSS
 
 


Реклама от Google

Оценка эффективности и качества подготовки врачей-стоматологов в интернатуре

Подготовка в интернатуре является одним из необходимых видов послевузовского обучения, без которого выпускники, имеющие диплом о высшем медицинском образовании, не могут быть допущены к занятию профессиональной деятельностью.

Несмотря на существующие стандарты обучения в вузе, большинство выпускников стоматологических факультетов не владеют элементарными манипуляциями, необходимыми для осуществления практической деятельности.

Целью нашего исследования явилась оценка эффективности и качества подготовки врачей-стоматологов в интернатуре в системе послевузовского медицинского образования.

В задачи исследования входили: анализ уровня вузовской и послевузовской подготовки врачей-стоматологов, оценка качества обучения врачей-стоматологов в интернатуре Санкт-Петербурской МАПО, изучение удовлетворенности пациентов качеством оказания им стоматологической помощи врачами-интернами.

Оценка уровня вузовской и послевузовской подготовки врачей-стоматологов и оценка качества обучения врачей-стоматологов в интернатуре проводились на основе анализа анкетирования и тестирования 287 врачей-стоматологов, обучавшихся в интернатуре в 2004-2008 гг.

Все врачи-интерны были разделены на 2 группы, равноценные по полу и возрасту. Возраст каждого анкетируемого был примерно равен 22-23 годам.

В 1 группу было включено 167 человек, обучавшихся в 2004—2008 гг. в очной интернатуре ГОУ ДПО «СПб МАПО» в учебно-клиническом центре кафедры стоматологии (для подготовки интернов).

Во 2 группе было 120 врачей-стоматологов, обучавшихся в эти же годы в заочной интернатуре ГОУ ДПО «СПб МАПО» и ГОУ ВПО «Уральская ГМА». Практический курс обучения эти врачи-интерны проходили в стоматологических учреждениях различных форм собственности городов Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а теоретическая подготовка и сдача государственного экзамена на сертификат специалиста осуществлялись на базовых стоматологических кафедрах СПб МАПО и Уральской ГМА.

Для оценки работы врачей-интернов изучались данные анкетирования 722 пациентов учебно-клинического центра подготовки врачей-стоматологов в интернатуре СПб МАПО в 2004—2008 гг. на предмет их удовлетворенностью помощью и причин, побудивших их обратиться именно в клинику СПб МАПО, в которой прием ведут врачи-интерны стоматологи.

Для статистической обработки использовались пакеты анализа программы Microsoft Office Excel 6,0 и Statistica компании StatSoft (USA).

Результаты и их обсуждение. Анализ самооценки выпускниками медицинских вузов объема знаний после окончания вуза показал очень низкие средние уровни теоретических знаний (67,40 ± 0,94 %) и владения практическими навыками (34,08 ± 1,07 %) (р <0,05).

Даже лечение неосложненных форм кариеса является проблемой, по крайней мере, для 8,2 % молодых стоматологов, лишь 87,1 % освоили удаление зубного камня и 70,6 % — проводниковую анестезию. Другими мануальными навыками владеют еще меньшее количество выпускников.

Этот пробел адекватно оценивают сами выпускники и ждут от последипломной подготовки наличия индивидуального рабочего места (80,4 %), хорошей опеки со стороны преподавателя (73 %), возможности тренинга на фантомах и работы с больными.

У врачей-интернов очной формы обучения зарегистрирован более высокий средний прирост знаний за период обучения: 18,24 балла по сравнению с 16,78 балла в группе интернов заочной формы обучения (р < 0,05).

В 1 группе врачей-интернов готовность к самостоятельной практической работе в клинике к концу обучения в интернатуре возросла с 32,3 до 94,3 %, т.е. почти в 3 раза. Число врачей, не готовых к самостоятельной практической работе, снизилось с 46,1 до 5,7 %, т.е. в 8 раз. Во 2 группе к концу обучения осталось 11 % врачей, не готовых к самостоятельной работе, а число не уверенных в своей готовности в 4,3 раза больше, чем в 1 группе.

Врачи-интерны 1 группы дали более высокую оценку качеству обучения в интернатуре по сравнению с врачами-интернами 2 группы (4,52 балла против 4,24 баллов) (р < 0,05). Сомневаются 24,8 % интернов 2 группы, а 4,3 % — вообще не будут рекомендовать свои базы интернатуры другим выпускникам медицинских вузов для обучения. В 1 группе врачей-интернов только 5,7 % неуверенных в этом. Количество врачей-стоматологов, не жалеющих о своем выборе СПб МАПО в качестве учреждения для последипломного образования, выросло с 84,7 до 97,8 %; количество врачей-стоматологов, у которых полностью оправдались ожидания по качеству обучения в СПб МАПО, выросло с 79 до 93,3 % (р < 0,05).

Качество обучения в интернатуре СПб МАПО, по результатам опроса врачей-интернов за период 2004-2008 гг., выросло на 14,3%. В 2008 г. не было ни одного врача-интерна, который бы жалел о выборе СПб МАПО в качестве учреждения для последипломного образования. Это свидетельствуете значительно возросшем уровне подготовки врачей-стоматологов в интернатуре СПб МАПО за последние 4 года.

Анкетирование 722 пациентов учебно-клинического центра подготовки врачей-стоматологов в интернатуре СПб МАПО в 2004—2008 гг. на предмет их удовлетворенностью помощью и причин, побудивших их обратиться именно в клинику СПб МАПО, в которой прием ведут врачи-интерны стоматологи, показало, что пациенты учебно-клинического центра СПб МАПО оценили работу врачей-интернов кафедры только на «отлично» и «хорошо».

Основными причинами выбора клиники СПб МАПО, в которой прием ведут врачи-интерны стоматологи, являются доступная стоимость оказываемых стоматологических услуг при высоком качестве работ (для 89,8 % респондентов), строгий контроль за работой врачей-интернов со стороны преподавателей кафедры (для 81,6% опрошенных) и высокий уровень оказания стоматологической помощи в клиниках СПб МАПО (для 70,9 % респондентов).

Кроме этого, 48,5 % опрошенных пришли по рекомендациям родственников, друзей или знакомых и лишь 33,4 % — из-за близости к месту постоянного проживания, 21,1 % — из-за престижа СПб МАПО (5,9 % — по другим причинам).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
  1. Уровень практической подготовки врачей-стоматологов в вузах довольно низок. Выпускники после окончания вуза владеют лишь 34,08 % манипуляций, необходимых для осуществления самостоятельной практической деятельности.
  2. Врачи-интерны, обучавшиеся в интернатуре СПб МАПО, дали более высокую оценку качества обучения в интернатуре по сравнению с врачами заочной формы обучения. 97,8 % врачей-стоматологов, обучавшихся в интернатуре СПб МАПО, не жалеют о выборе этого учреждения для послевузовской подготовки, у 93,3 % из них полностью оправдались ожидания по качеству обучения в СПб МАПО.
  3. Пациенты учебно-клинического центра СПб МАПО оценили работу врачей-интернов только на «отлично» и «хорошо».
  4. Подготовка врачей-стоматологов в интернатуре в системе послевузовского медицинского образования на базе специализированного учебно-клинического стоматологического центра СПб МАПО является оптимальной моделью для реализации учебных программ послевузовской подготовки врачей-стоматологов.


А.А. Абрамов
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования»



Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Профессионально-демографическая характеристика врачебных кадров стоматологической службы

Категории: Подготовка врачей-стоматологов,
В современных условиях работа с врачебными кадрами является одним из важнейших направлений развитии здравоохранения и стоматологической службы. К сожалению, в настоящее время система медицинского..

Роль врача-стоматолога общей практики в лечении заболеваний пародонта

Категории: Пародонтология, Подготовка врачей-стоматологов,
В высших учебных заведениях проблема заболеваний пародонта рассматривается на всех профильных кафедрах. Лишь при проведении итоговой аттестации выпускников стоматологических факультетов возможно сведение..