Сегодня: 11.06.2024
PDA | XML | RSS
 
 


Реклама от Google

Междисциплинарные связи в последипломном обучении врачей-стоматологов

Проводимая правительством Российской Федерации реформа здравоохранения касается также и вопросов последипломной подготовки врачебных кадров различного профиля. Основной задачей, стоящей перед образовательными медицинскими учреждениями в этих условиях, является повышение профессионализма врачей.

Несмотря на наличие современных методик, технологий и стандартных подходов к диагностике и лечению стоматологических заболеваний врачебное мышление с использованием всего накопленного комплекса знаний, остаётся основным инструментом для решения клинических задач. Важным направлением в расширении врачебного кругозора является внедрение междисциплинарных связей в процесс последипломной подготовки стоматолога. Несмотря на очевидность этого, следует признать, что в большинстве учреждений, осуществляющих повышение квалификации врачей, уделяется недостаточное внимание данному вопросу, с ограничением учебного процесса в рамки узкой специальности.

Целью исследования явилось изучение необходимости использования междисциплинарных предметов и выявления наиболее приоритетных из них для включения в учебный процесс. Инструментом для сбора статистического материала являлась специально разработанная анкета. Анкетирование со статистической обработкой проводилось среди врачей-стоматологов всех специальностей (560 анкет) и преподавателей системы последипломного образования (208 анкет) из 21 вуза различных регионов РФ.

Результаты исследования, проведенного среди врачей-стоматологов, показали, что большинство опрошенных (95,2 %) от общего числа специалистов нуждаются в дополнительных знаниях по той или иной дисциплине, не связанной напрямую с их основной специальностью. Преподаватели подтвердили необходимость расширения междисциплинарных связей — 98,6 %. При этом 84,2 % врачей и 78,4 % преподавателей наиболее актуальным признали лекционный материал по правовой грамотности и юридическим взаимоотношениям между стоматологом и пациентом.

Наличие большого числа нормативных документов, кардинально различающихся в зависимости от вида собственности стоматологического учреждения, разночтения и отсутствие системности иногда в исключающих друг друга циркулярах и приказах, в настоящее время привело к возрастающему числу конфликтов между врачом-стоматологом и пациентом. На этом фоне логично выглядит желание не только руководителей стоматологических структур, но и практикующих специалистов ориентироваться в правовых вопросах для адекватного урегулирования деонтологических взаимоотношений.

В связи с продолжающейся пандемией ВИЧ-инфекции врачи всех специальностей (87,5 %) и преподаватели системы последипломного образования (84,9 %) указали на необходимость получения современной информации по диагностике и проявлению в полости рта этого заболевания. Помимо клинических проявлений инфекционных заболеваний, специалистов интересуют также вопросы, которые стали особенно актуальными в последнее время, в частности, правила санэпидрежима и профилактика профвредностей в работе стоматолога. Так, 46,3 % опрошенных врачей и 52,5 % преподавателей считали важным получение знаний о многочисленных вредных аспектах в их практической деятельности, а главное в профилактике указанных факторов.

Следует признать, что студенты стоматологических факультетов получают недостаточный объём знаний по психологическим аспектам взаимоотношений врача и пациента. Подтверждением этому является то, что 96,7 % стоматологов со стажем работы до 5 лет высказали желание поглубже познакомиться с вопросами психологии и психотерапии как крайне важными в настоящее время. При этом следует подчеркнуть, что 59,2 % преподавателей, принимавших участие в анкетировании, также отметили необходимость включения данной информации в учебные программы.

Как показало наше анкетирование, большинство опрошенных (особенно детские стоматологи — 89,2 % и ортопеды — 86,2 %) нуждаются в обязательных дополнительных занятиях по оказанию первой медицинской помощи. Очевидно, что этот вопрос является хорошим показателем, так как известно о значительном числе случаев, когда эта помощь была необходима непосредственно в стоматологическом кресле.

Все узкие стоматологические специальности неразрывно связаны друг с другом единым информационным пространством. Очевидна невозможность полного овладения какой-либо из них без постоянного обновления знаний по смежным стоматологическим дисциплинам. Подтверждая это, 81,9% врачей и 85,3% преподавателей указали на необходимость регулярного пополнения собственной информационной базы по смежным специальностям. В качестве примера следует привести тот факт, что большинство респондентов отметили необходимость дополнительного изучения вопросов рентгенодиагностики в стоматологии. Этот пример междисциплинарных связей стал особенно актуальным в последнее время при появлении новых, востребованных радиологических методов и диагностических возможностей.

Таким образом, проведенное нами исследование показало необходимость пересмотра существующих учебных программ и более широкого внедрения междисциплинарных связей в последипломную подготовку специалистов стоматологического профиля.


С.И. Абакаров, Д.В. Сорокин
ГОУ ДПО «РМАПО»



Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Профессионально-демографическая характеристика врачебных кадров стоматологической службы

Категории: Подготовка врачей-стоматологов,
В современных условиях работа с врачебными кадрами является одним из важнейших направлений развитии здравоохранения и стоматологической службы. К сожалению, в настоящее время система медицинского..

Роль врача-стоматолога общей практики в лечении заболеваний пародонта

Категории: Пародонтология, Подготовка врачей-стоматологов,
В высших учебных заведениях проблема заболеваний пародонта рассматривается на всех профильных кафедрах. Лишь при проведении итоговой аттестации выпускников стоматологических факультетов возможно сведение..