Сегодня: 18.07.2024
PDA | XML | RSS
 
 

Реклама от Google

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта известны следующие:

• Ортодонтическое лечение.
• Избирательное пришлифовывание зубов.
• Шинирование зубов:

1. Временное.
2. Постоянное.

На определенном этапе развития заболеваний периодонта возникают функциональная перегрузка опорного аппарата и травматическая артикуляция, которую невозможно устранить ни терапевтическими, ни хирургическим методами. В таких случаях только ортопедическое лечение может обеспечить успех в общем комплексе терапии этих заболеваний.

Ортопедическое лечение и профилактика должны быть направлены на устранение факторов, травмирующих периодонт, путем:


лечение травматической перегрузки периодонта


1. Нормализации окклюзионных взаимоотношений ортодонтическим лечением аномалий зубочелюстной системы и вторичных деформаций.

2. Выравнивания окклюзионной поверхности пришлифовыванием зубов.

3. Рационального шинирования и протезирования.

Ортодонтическое лечение

Ортодонтическое лечение в настоящее время немыслимо без исправления аномалий прикуса и вторичных деформаций. Они являются одним из частых этиологических факторов болезней периодонта. Предупредить эту тяжелую патологию или получить положительный результат при ее лечении можно только путем рационального современ ного ортодонтического лечения в общем комплексе лечения заболеваний периодонта (рис. 21.20).

Ортодонтическое лечение взрослых имеет свои особенности в связи с морфологическими изменениями у них челюстных костей. Это лечение нередко проводится в сочетании с хирургическим лечением. План такого лечения и конструкция аппарата составляются с учетом формы аномалии прикуса или вторичной деформации, а также степени поражения периодонта и дефектов зубных рядов (рис. 21.21).


лечение травматической перегрузки периодонта


Ортодонтическое лечение проводится при отсутствии резко выраженных воспалительных явлений, при подвижности зубов, не превышающей I степени, и при резорбции лунки до '/2 (рис. 21.22).

Избирательное пришлифовывание зубов

Избирательное пришлифовывание зубов необходимо при заболеваниях периодонта в случаях:

1. Наличия аномалий прикуса и вторич ных деформаций.
2. Неравномерной сгораемости твердых тканей зубов.
3. Отсутствия физиологической стира емости бугров.

В результате пришлифовывания зубов устраняются преждевременные контакты, что нормализует окклюзионные и артикуляционные взаимоотношения и тем самым улучшает состояние периодонта. Сошлифовывание проводится под контролем окклюзионной бумаги на турбинной установке (скорость 300-400 тыс. об/мин). Для уменьшения гиперестезии зубов рекомендуется пользоваться зубной пастой с повышенным содержанием фтора. В отдельных, более тяжелых случаях положительный эффект дает проведение курса лечения кальция глицерофосфатом. Цели избирательного пришлифовывания зубов сводятся к следующему:

1. Устранение травматической ситуации в периодонте путем распределения функциональной нагрузки на воз можно большее количество зубов.

2. Снятие травмы твердых тканей зубов и пульпы.

3. Распределение нагрузки по оси зубов.

4. Снятие патологической активности жевательных мышц.

5. Устранение балансирующих и гипербалансирующих суперконтактов.

6. Создание стабильной устойчивой центральной окклюзии.

7. Устранение нарушений окклюзии перед ортопедическим лечением.

8. Восстановление функциональной окклюзии после проведенного ортопедического лечения.

9. Профилактика и лечение патологии периодонта, жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) в периоде молочного, сменного и постоянного прикусов.

10. Создание множественных двусторонних контактов при сошлифовывании зубов полных съемных протезов при всех видах окклюзии (для стабилизации протезов), сохранение при этом бугрового перекрывания боковых зубов (для предупреждения при кусывания слизистой оболочки щек).

Показаниями для проведения окклюзионного пришлифовывания зубов являются:

1. Повышенный тонус жевательной мускулатуры (бруксизм).

2. Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава.

3. Веерообразное выдвижение резцов верхней и нижней челюстей.

4. Выраженная подвижность отдельных зубов.

5. Обнажение шеек, корней отдельных зубов вследствие неравномерной резорбции костной ткани лунок.

В результате избирательного пришлифовывания зубов могут возникать следующие осложнения:

1. Снижение окклюзионной высоты.

2. Ортопедический эффект перемещения зуба.

3. Гиперестезия твердых тканей зубов.

4. Выведение из контактов одних зубов и перегрузка периодонта других зубов.

5. Перегрев пульпы зуба.

В ортопедическом прикусе опорные бугры жевательных зубов (небные — верхних, щечные — нижних) контактируют с краевыми ямками, за исключением заднещечных бугров нижних моляров и передненебных бугров с центральными фиссурами одноименных антагонистов. Супраконтакты зубов могут локализоваться на различных участках их жевательной поверхности, сложной по конфигурации.

Наиболее удобна классификация супра-контактов по Дапкеюп (1972).

Согласно этой классификации, поверхность скатов бугорков обозначается цифрами I, И, III, а соответствующие поверхности антагонистов — Iа, II а, IIIа (рис. 21.23).

Класс I — вестибулярные скаты щечных бугров нижних моляров, премоляров и вестибулярная поверхность нижних передних зубов.

Класс Iа — оральные скаты щечных бугров верхних моляров, премоляров и оральная поверхность передних верхних зубов.


лечение травматической перегрузки периодонта


Класс II — оральные скаты небных бугров верхних моляров и премоляров.

Класс IIа — вестибулярные скаты язычных бугров нижних моляров и премоляров.

Класс III — вестибулярные скаты небных бугров верхних моляров и премоляров.

Класс III а — оральные скаты щечных бугров нижних моляров и премоляров.

Перед сошлифовыванием у каждого больного следует выяснять его отношение к стоматологическим вмешательствам. Для некоторых из них бывает достаточно разъяснительной беседы о безопасности и полезности процедуры.

Другие же нуждаются в психомедикаментозной коррекции. Спектр средств психотропного действия, назначаемых больным, достаточно широк. На одном его полюсе находятся препараты валерианы, пустырника, на другом — сильные транквилизаторы бензодиазепинового ряда, иногда потенцируемые малыми дозами нейролептиков или антидепрессантов. Для быстрого снижения психоэмоционального напряжения предпочтение следует отдавать феназепаму (0,0005-0,001 г) и диазепаму (0,005-0,01 г), оказывающим выраженное противотревожное действие. Для усиления последнего данные препараты можно сочетать с галоперидолом (0,00075-0,0015 г) или амитриптилином (0,006-0,0125 г).

Назначая эти препараты, следует учитывать, что амитриптилин влияет на болевой порог, а галоперидол обладает отчетливым противорвотным свойством.

При наличии подвижных зубов рекомендуется перед сошлифовыванием их временно шинировать гипсовыми блоками, шинами из самотвердеющей пластмассы или поддерживать пальцами.

Для выявления супраконтактов применяется копировальная бумага (различных цветов), сложенная в четыре слоя размером приблизительно 3x4 см. Можно использовать пластинку бюгельного воска размером, соответствующим величине и форме зубного ряда (сейчас выпускаются стандартные восковые заготовки подковообразной формы). Такую пластинку накладывают на нижний зубной ряд и просят больного плотно сомкнуть зубы в положении центральной окклюзии. После этого пластинку осторожно выводят из полости рта, промывают в холодной проточной воде, анализируют при хорошем освещении (можно на негатоскопе).

Супраконтакты выявляются как участки истонченного или перфорированного воска. Окклюдограмму можно наложить на зубной ряд диагностических моделей и «разрисовать». Неудобство окклюдограммы в том, что супраконтакты можно выявить, в основном, в положении центральной окклюзии.


лечение травматической перегрузки периодонта


Сохранять необходимо первую и последнюю окклюдограммы (рис. 21.24).

Относительно точно определить супраконтакты можно по отсутствию окклюзионных фасеток стирания (после 25-30 лет жизни), что устанавливают с помощью «симптома дрожания». Указательный палец накладывают на вестибулярную поверхность «подозреваемого» и соседних с ним зубов; при их смыкании ощущается дрожание первого. Кроме восковой пластинки и копировальной бумаги, можно использовать блоки из силиконовой оттискной массы.

Разработана и другая методика получения обзорных окклюдограмм: между двумя пластинами воска для бюгельных работ располагают алюминиевую фольгу толщиной 0,01 мм. Этот метод, в отличие от известных, позволяет регистрировать окклюзионные взаимоотношения обоих зубных рядов одновременно. Он более точен, облегчает работу врача, экономит время его работы.

Можно использовать наиболее щадящую для тканей зуба технику функционального окклюзионного пришлифовывания по Дженкельсону (табл. 21.1). Вмешательства осуществляют на ограниченных участках поверхностных структур эмали, полностью сохраняя высоту бугров для стабилизации высоты прикуса, реставрируя анатомическую форму зубов (при выраженной стираемоети и уплощении их контура в области экватора) и устраняя преждевременные контакты в центральной (привычной) окклюзии, а также листальной окклюзии (при максимальной ретрузии нижней челюсти), что способствует установлению окклюзионных соотношений в наиболее физиологичной для опорных тканей и удобной для пациента форме.


лечение травматической перегрузки периодонта


Данная методика предполагает поэтапное вмешательство (5 посещений пациента) с периодичностью от 5 до 10-12 дней. При острой необходимости (предоперационный период) сроки между посещениями можно сократить на 3-7 дней, но произвольно менять последовательность вмешательств противопоказано.

Во время первого посещения вышеописанной методикой пользуются для выявления и маркировки преждевременных контактов III класса в дистальной окклюзии (при максимальной ретрузии нижней челюсти). С этой целью пациента просят несколько раз сомкнуть и разомкнуть челюсти для снятия напряжения жевательной мускулатуры.

На завершающем этапе фиксируется нижняя челюсть в дистальном положении («придерживая подбородок» до полного смыкания челюстей). При этом восковую пластину с копировальной бумагой помещают на верхний зубной ряд. Преждевременные окклюзионные контакты выявляются в виде окрашенных щечных скатов небных буфов верхних моляров и премоляров. При сохраненных фиссурно-буторковых контактах, обеспечивающих правильное взаимоотношение зубов верхней и нижней челюстей, окрашиваются только верхушки бугров. Преждевременные контакты III класса подвергают коррекции с помощью алмазного бора конусовидной формы. Бор вводят в фиссуры жевательной поверхности зуба, медиальнее и дистальнее отмеченного преждевременного контакта. Последний легкими движениями бора (без надавливания) редуцируется, при этом контуры небного бугра заостряются, и контакт переводится на его верхушку (рис. 21.25а).

Коррекция осуществляется несколько раз и сопровождается повторными накусываниями восковой пластинки до полной ликвидации преждевременного контакта.


лечение травматической перегрузки периодонта


В случае необходимости (если верхние жевательные зубы покрыты коронками) коррекцию контактов III класса можно производить на антагонирующих участках нижних зубов, т. е. на язычной поверхности щечных бугров нижних моляров и премоляров. По окончании каждого сеанса обработанные зубы покрывают фторсодержащими препаратами с лаком или гелем (для предупреждения возможных осложнений). Следующий этап избирательного пришлифовывания осуществляется через 3—5 дней после адаптационного периода.

Во время второго посещения проверяются и корригируются результаты пришлифовывания предыдущего этапа. Затем восковую пластинку с копировальной бумагой переносят на нижний зубной ряд, предварительно просушив его струей воздуха или ватными тампонами, иначе из-за влажной поверхности эмали не получатся четкие отпечатки преждевременных контактов.

Пациент, проглотив слюну, смыкает челюсти в наиболее привычной для него окклюзии. На данном этапе избирательного пришлифовывания устраняют преждевременные контакты I класса, локализующиеся на вестибулярной поверхности щечных бугров нижних моляров и премоляров, а также на вестибулярной поверхности коронок резцов и клыков. Задачей второго этапа является придание уплощенным вестибулярным поверхностям нижних моляров и премоляров сфероидальной формы так, чтобы экватор коронки был более выражен, а его диаметр в щечно-язычном направлении был больше диаметра жевательной поверхности коронки. Восстановление анатомической формы жевательных зубов способствует перемещению пищевого комка при жевании в область преддверия. При этом остатки пищи не заполняют периодонтальные карманы, но углубляют их. Коррекцию преждевременных контактов I класса начинают с углубления фиссуры на вестибулярной поверхности моляров. Алмазный бор помещают на 2-3 мм ниже преждевременного контакта под углом 45° к диаметру коронки в области экватора.

Движениями бора от фиссуры в медиальном и дистальном направлениях при постепенном перемещении в сторону верхушки бугра без нажима преждевременные контакты сглаживаются очень легко. При этом важно сохранить окклюзионную высоту бугров, что контролируется точечным окрашиванием в области верхушки (рис. 21.256).

Затем врач переключает внимание на центральную группу нижних зубов на резцы и клыки. Коррекцию их начинают с выравнивания окклюзионной кривой, укорочения выдвинувшихся участков коронок резцов. На вестибулярной поверхности коронок преждевременные контакты сглаживают в медиодистальном направлении с сохранением выпуклой формы зубов.

Движение направляют в сторону режущего края. При этом край зауживается, на нем устраняются участки повышенной стираемости (площадки). В результате разобщения центральной группы зубов нижние из них будут стремиться занять прежнее положение за счет феномена Попова-Годона, окклюзионные силы перераспределяются вдоль вертикальной оси корня зуба, устраняется повышенная нагрузка на верхние передние зубы, что обусловливает их вестибулярное выдвижение и веерообразное расхождение. Значительные изменения привычных окклюзионных соотношений после второго этапа избирательного пришлифовывания требуют более длительного периода адаптации, чем после предыдущего посещения.

Поэтому целесообразно третий этап пришлифовывания продлить до 10 дней. В период третьего посещения проверяют результаты избирательного пришлифовывания второго этапа — преждевременные контакты I класса. После этого восковую пластинку с копировальной бумагой переносят на верхний зубной ряд и выявляют преждевременные окклюзионные контакты II класса, локализующиеся на небной поверхности нѐбных бугров верхних моляров и премоляров. Пришлифовывание проводится легкими сглаживающими движениями бора, расположенного под углом 45° к экватору коронки в направлении от экватора к верхушке, высота которой остается неизменной. Контакты II класса выявляют в привычной окклюзии.

По окончании пришлифовывания зубы покрывают фторсодержащим лаком или гелем (рис. 21.25в). Период адаптации пациента после третьего этапа пришлифовывания завершается к 3-5-му дню.

Во время четвертого посещения проверяются окклюзионные контакты II класса в привычной окклюзии с использованием восковой пластины с копировальной бумагой. Затем врач переключает внимание на щечную поверхность небных бугров, где локализуются преждевременные контакты III класса. Пришлифовывание данных участков проводилось в первое посещение, но тогда преждевременные контакты выявляли и устраняли в дистальной окклюзии (при максимальном смещении нижней челюсти назад).


лечение травматической перегрузки периодонта


На четвертом этапе контакты III класса выявляют в привычной (центральной) окклюзии. Преждевременные контакты на щечной поверхности небных буфов редуцируются точно так же, как в первое посещение.

Пятое посещение контрольное, пациенты приглашаются не ранее чем через 10-14 дней после 4-го посещения. За этот период происходит полная адаптация к новым окклюзионным взаимоотношениям и контактам, возникшим в результате проведенных манипуляций (рис. 21.26).

Проверку и регистрацию осуществляют с помощью восковых оттисков всех трех классов окклюзионных контактов в дистальной и привычной (центральной) окклюзиях. Восковые контрольные оттиски сравнивают с первичным, полученным до пришлифовывания, и оставляют их в архиве. Во время последующего посещения сглаживают и полируют все шероховатые поверхности на буграх моляров и премоляров, на вестибулярной поверхности резцов и клыков. С этой целью используют полировочные наборы, состоящие из щеточек, керамических боров, резиновых колпачков. На заключительной стадии полирования целесообразно применять полировочные фторсодержащие пасты.

Наблюдение за пациентом осуществляют на протяжении полугода, так как в течение этого периода завершаются адаптационные процессы в височно-нижнечелюстных суставах, стабилизируются окклюзионные взаимоотношения. Контроль и коррекцию окклюзионных контактов необходимо провести после хирургических вмешательств и ортопедического лечения.

Окклюзионные взаимоотношения со временем меняются в связи со стирае-мостью зубов, пломб, с изнашиванием зубных протезов.

Поэтому необходимо периодически контролировать появление преждевременных контактов, особенно у пациентов со средней и тяжелой степенью периодонтита, не реже одного раза в три года.

Таким образом, техника избирательного функционального пришлифовывания зубов у больных с заболеваниями периодонта позволяет установить наиболее физиологичное щадящее окклюзионное взаимодействие, предотвратить появление перегрузки на отдельных участках периодонта, реставрировать стершиеся контуры зубов, придав им правильную анатомическую форму, и при этом сохранить нормальную высоту окклюзии.

Методику избирательного пришлифовывания следует обязательно использовать при лечении заболеваний периодонта, поскольку это способствует быстрой стабилизации воспалительного процесса.

Шинирование зубов

Шинирование зубов может быть временное и постоянное. При определении показаний к шинированию и выбору конструкции шины или шинирующего протеза необходимо учитывать состояние периодонта шинируемых зубов и их антагонистов, степень подвижности и резорбции стенок лунки, топографию и величину дефекта зубного ряда, эстетические факторы, отклонения зуба от его продольной оси.

Временное шинирование

Временное шинирование показано при функциональной недостаточности в опорном аппарате с резорбцией стенок лунки более чем на '/2. Для постоянного шинирования зубов можно применять конструкции несъемных и съемных шин и шинирующих протезов. Эти оба вида шин обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. Для временного шинирования применяются различные конструкции шин, особенно широко — несъемные временные шины, которые не покрывают ок-клюзионную поверхность зубных рядов.

Наиболее часто используется наложение пластмассово-металлической шины. С этой целью из ортодонтической проволоки изгибают дугу по форме зубного ряда, фиксируют ее лигатурной проволокой в области экватора на зубах. Дугу и лигатуры с вестибулярной стороны полностью покрывают самотвердеющей пластмассой и цветом, соответствующим цвету зубов. Пластмасса заходит в промежутки между зубами, дугой и лигатурами. В результате образуется монолитный блок, хорошо фиксирующий подвижные зубы. Шина проста в изготовлении и отвечает предъявляемым требованиям.

С внедрением в практику композиционных пломбировочных материалов появилась возможность шинировать зубы без препарирования с незначительным сошлифовыванием поверхностного слоя эмали (рис. 21.27). С этой целью вначале из базисного воска изготавливают две пластинки размером, позволяющим перекрыть подлежащие шинированию зубы и оральную поверхность альвеолярного отростка. Затем размягченным воском поочередно обжимают зубы и альвеолярный отросток. Воск охлаждают, аккуратно снимают верхнюю пластинку, а в нижней вырезают ложе для шинирующего материала и извлекают ее из полости рта. После удаления восковых форм из полости рта подготавливают зубы согласно инструкции (травление эмали). После этого приступают к непосредственному изготовлению шины. Восковую форму с ранее созданным ложем устанавливают в исходное положение и окно заполняют композиционным материалом. Затем под давлением устанавливают вторую восковую пластинку. После полного отвердения композиционного материала воск удаляют и проводят окончательную обработку шины. Восковые формы можно готовить не в полости рта, а на гипсовых моделях челюстей. Применение данной методики требует больших затрат времени, но значительно проще других. Изготовление шины по этой методике осуществляется без участия зубного техника.


лечение травматической перегрузки периодонта


Шины хорошо фиксируют зубы и не имеют эстетических недостатков. При таком шинировании сводится до минимума первичная обработка шины. Десневой край и пришеечная часть зуба остаются свободными от материала. Больные быстро привыкают к шинам. А самое главное - при таком шинировании не требуется препарирование зубов. Подобное шинирование можно проводить при небольшом дефекте зубного ряда (1-2 зуба). Для этого готовят гипсовую модель. Пластмассовые зубы подбирают по цвету, форме и величине, подгоняют на гипсовых моделях и на оральной поверхности делают ретенционные отверстия. Затем зубы фиксируют воском на гипсовой модели. На этой же модели по вышеописанной методике готовят восковые формы зубов. Охлаждают их, снимают с модели, устанавливают соответствующие отпечатки на восковой пластинке и фиксируют расплавленным воском. Форму с искусственными зубами устанавливают на свое место в зубном ряду и выполняют шинирование по вышеописанной методике. Поскольку прочность эвикрола невысока, больной не должен откусывать слишком твердую пищу зашинированными зубами (рис. 21.28).

Постоянное шинирование

Постоянное шинирование возможно с помощью:

• Съемных шин.
• Несъемных шин.

К положительным свойствам несъемных шин следует отнести, во-первых, их способность обеспечивать надежное блокирование зубов в трех направлениях: вертикальном, трансверсальном и медиодистальном; во-вторых, к ним больные привыкают быстрее; в-третьих, при них фонетические нарушения возникают редко и притом очень быстро устраняются без вмешательства врача. С помощью несъемных шин можно иммобилизировать как отдельные группы зубов, так и весь зубной ряд.

Известно, что правильно выбранная конструкция несъемной шины или протеза обеспечивает более высокую жевательную эффективность по сравнению с таковой съемной.

Несъемная шина, как правило, удовлетворяет больного. Хороший терапевтический эффект можно получить, применив несъемные шины в комбинации со съемными протезами, изготовленными по показаниям.

Отрицательные свойства несъемных шин заключаются в следующем. Они обусловливают необходимость проведения иногда очень сложного (в зависимости от конструкции) препарирования зубов, вызывающего грубую травму эмали и дентина. Применение некоторых штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что порождает опасность развития верхушечных периодонтитов. Несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении передних зубов. Многие наиболее доступные и простые конструкции колпачковых шин непрочны, поэтому возможно растворение цемента. Несъемные шины ухудшают гигиену полости рта из-за наличия множества ретенционных пунктов, где задерживаются остатки пищи и возможно развитие кариеса. Многие несъемные шины неэстетичны, а некоторые из них (из полных коронок) затрудняют медикаментозную обработку патологических карманов. При несъемных шинах созданные блоки групп зубов могут вызвать силовое превалирование и оказать отрицательное влияние на опорный аппарат антагонистов. Несъемные шины непригодны при отсутствии большого количества зубов и дистально неограниченных дефектах. Техника препарирования зубов при протезировании несъемными шинами иногда бывает довольно сложной и требует не только умения, но и специального инструментария. По мере совершенствования инструментария эти трудности с каждым годом преодолеваются, и несъемные конструкции становятся ценными шинирующими аппаратами при лечении заболеваний периодонта (рис. 21.29).


лечение травматической перегрузки периодонта
лечение травматической перегрузки периодонта

Съемные шины, применяющиеся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез) с шммерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками, создают иммобилизацию лишь в двух направлениях: вестибулооральном и медиодистальном. Следовательно, шины разгружают пе риодонт зубов, хотя и не во всех, но именно в тех направлениях, патологическая подвижность которых наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении (рис. 21.30).


лечение травматической перегрузки периодонта


Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в меньшей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касается эстетики, то нарушения ее съемными шинами могут быть минимальными. Серьезным преимуществом этих шин является возможность применять их для профиля» тики функциональной перегрузки периодонта, при дефектах зубных рядов признаками заболевания периодонта, и без патологической подвижности зубов.

Например, при двусторонних концевы дефектах в конструкцию нижнего дугового протеза можно ввести непрерывный кламмер. Разгрузив нижние передние зубы, он явится профилактическим шинирующим средством. Съемные шины можно применять при целостных зубных рядах, а при необходимости удалить зубы их легко заменить искусственными, не меняя конструкции шины или протеза.

Шинирование тесто связано с иммобилизацией зубов. Направление патологической подвижности любого зуба всегда определенно и зависит от расположения его в зубной дуге (рис. 21.31). Линии подвижности одних зубов (моляры и премоляры) лежат почти в параллельных плоскостях, других (резцы и клыки) в плоскостях, располагающихся под углом друг к другу.

Наилучший результат шинирование дает в том случае, когда шина объединяет зубы, линии подвижности которых лежат в пересекающихся плоскостях.


лечение травматической перегрузки периодонта


Для передней группы зубов устойчивость шинируемого блока достигается тогда, когда шина объединяет резцы и клыки. Такая иммобилизация зубов называется фронтальной. Она удобна по следующим причинам.

Во-первых, периодонт клыков бывает менее поражен и, принимая на себя часть давления, разгружает ослабленный периодонт резцов.

Во-вторых, при фронтальной иммобилизации восстанавливается единство группы зубов, выполняющих одинаковую функцию.

В-третьих, при данном виде иммобилизации зубы располагаются по дуге, в связи с чем шина приобретает большую устойчивость.

Иммобилизация зубов, при которой шина располагается в переднезаднем направлении, называется сагиттальной.

Под этим понимают стабилизацию малых и больших коренных зубов, также выполняющих одинаковую функцию.

Боковая иммобилизация позволяет создать блок зубов, устойчивый к усилиям, распространяющимся в вертикальном, поперечном и переднезаднем направлениях. При определенной степени резорбции лунок этого бывает достаточно для того, чтобы значительно снизить функциональную перегрузку и получить терапевтический эффект.

При непрерывности зубной дуги боковую иммобилизацию можно усилить, включив в шину передние зубы. Шина в данном случае принимает дугообразную форму, отчего ее устойчивость к боковым воздействиям намного возрастает. Однако при этом возрастают и трудности при наложении несъемных шин. Только при строгой параллельности зубов аппарат может быть монолитным, хотя и собранным из различных по конструкции шин. В противном случае применяют шины, состоящие из двух и более звеньев, соединенных между собой кламмерами. Последние располагают на границе передней и боковой групп зубов (рис. 21.32).

Многозвеньевые шины по фиксирующим свойствам уступают сплошным (монолитным) шинирующим аппаратам.

Кламмерное соединение придает шине большую устойчивость по отношению к боковым усилиям, возникающим при жевании, и в то же время не препятствует отдельному звену шины совершать самостоятельные вертикальные экскурсии. Это не исключается даже в том случае, когда сочленяются звенья при помощи опорно-удерживающих кламме-ров. В подобных условиях лучше применять круговые съемные шины.

В зубной дуге с включенными дефектами в боковых отделах ее сагиттальная стабилизация может усиливаться поперечной, т. е. направленной перпендикулярно к небному шву.

Обычно подобная стабилизация достигается с помощью дугового протеза. При подобной системе шинирования боковая нагрузка, возникающая на одной стороне, частично распространяется и на противоположную, чем достигается раз-6 грузка рабочей стороны. При вертикальном усилии рабочая сторона действует самостоятельно, не получая поддержки от симметрично располагающегося блока зубов.

Известен еще один метод шинирования круговое шинирование, когда все зубы объединяются в блок непрерывной или многозвеньевой шиной. Монолитная несъемная шина, как отмечалось, имеет не только достоинства, но и недостатки, и это ограничивает ее использование. Если нет параллельности зубов, наложить такую шину довольно трудно. При осложнении заболевания и удалении в связи с этим зубов удобнее заменить одно звено, чем снять и вновь изготовить монолитную круговую шину. По этой причине предпочтение следует отдавать единой для всего зубного ряда съемной шине.

При заболеваниях периодонта необходимо произвести замещение дефектов зубного ряда. Учитывая неизбежную потерю костной ткани рано или поздно возникает необходимость удалить зубы, потерявшие функциональную ценность.


лечение травматической перегрузки периодонта


Появление дефектов в зубной дуге коренным образом изменяет клиническую картину и течение болезни, так как на симптомы заболеваний пародонта наслаиваются признаки частичной потери зубов.

К особенностям клинического течения периодонтита при частичной потере зубов следует отнести появление дополнительной функциональной нагрузки, обусловленной уменьшением числа зубов. Большое значение для развития болезни в этих условиях имеют количество утраченных зубов, характер расположения дефекта, вид прикуса, степень резорбции альвеолярного отростка. Наиболее тяжелая клиническая картина отмечается при утрате боковых зубов. Передние зубы в этом случае получают дополнительную нагрузку.

Функциональная перегрузка в сочетании с утратой зубов существенно отражается на ослабленном периодонте, и последний оказывается в особенно тяжелых условиях.

Признаки заболеваний периодонта при дефектах зубных рядов всегда более выражены, чем при интактной зубной дуге. Болезнь быстро прогрессирует, и очень скоро зубные ряды разрушаются, если не проводится соответствующая терапия.

Все указанные особенности течения периодонтита при частичной потере зубов определяют и характер ортопедической терапии. Она состоит из шинирования сохранившихся зубов и замещения дефекта. Шинирование и протезирование осуществляют комплексно. Причем показания к включению в протез шинирующих элементов (непрерывный кламмер, окклюзионные накладки) расширяются. Так, при лечении больного с периодонтитом и с концевыми дефектами зубных рядов, но без па тологической подвижности их в конструкцию дугового протеза вводят шинирующие элементы, в первую очередь, непрерывный кламмер, чем предупреждают развитие травматической окклюзии. Протезирование в данном случае носит профилактический характер.

При заболеваниях периодонта значительно повышается роль непосредственного и раннего протезирования. Иммедиат-протезы разгружают оставшиеся зубы, т. е. исключают их чрезмерную нагрузку (перегрузку), причем часть давления передается на слизистую оболочку протезного ложа.

Шинирующие элементы таких протезов обеспечивают достаточную иммобилизацию подвижных зубов и повышают эффективность терапевтического лечения.

Иммедиат-протезы способствуют заживлению раны после удаления зубов, восстанавливают непрерывность зубных рядов и тем самым предотвращают смещение и наклон соседних с дефектом зубов.

В результате непосредственного (временного) шинирования и протезирования после множественного удаления зубов устраняется психическая травма больных, что позволяет им спокойно выполнять профессиональные обязанности.

Пациентов с заболеваниями периодонта и нарушением непрерывности зубных рядов можно разделить на три группы. К первой группе следует отнести больных с включенными, а ко второй — с концевыми (одно- или двусторонними) дефектами зубной дуги; к третьей — больных с множественными дефектами и небольшими (по 2-3) группами зубов.

У пациентов первой группы дефекты могут локализоваться в переднем или боковом отделе зубной дуги. Они бывают небольшими, не выходящими за пределы одной группы зубов (например, потеря 1-2 резцов), или большими (следствие потери почти всей функционально ориентированной группы зубов, например, премоляров и части моляров).

При расположении дефекта в переднем отделе зубного ряда протезирование осуществляется при помощи различных видов мостовидных протезов.

Опорами в данном случае являются оставшиеся зубы, в том числе клыки (они более устойчивы, чем другие зубы этой группы). Мостовидный протез в данном случае является и шиной. При слабости клыков шинирующий аппарат следует удлинить путем подключения его к звеньям, шинирующим боковые зубы.

Если дефект большой (потеря клыков, первых и вторых премоляров), оставшиеся коренные зубы шинируют несъемными шинами, а дефект замещают съемным протезом. При односторонних и двусторонних включенных дефектах, образовавшихся вследствие удаления 1-2 моляров или премоляров, шинирование осуществляется мостовидными протезами, укрепленными на экваторных или полных коронках. В последнем случае края коронок не должны заходить под десну; должен оставаться открытым десневой карман для медикаментозной и хирургической терапии.


лечение травматической перегрузки периодонта


При низких клинических коронках боковых зубов возникают трудности, связанные с необходимостью создания промывного пространства. Уменьшение высоты тела мостовидного протеза обусловливает уменьшение и площади спайки его с коронкой, что, в свою очередь, вызывает поломку протезов. В таких случаях можно применить малые седловидные протезы с кламмерами на зубы, блокированные несъемными шинами. Мостовидные протезы противопоказаны, если дистально расположенный зуб подвижен. В этом случае для шинирования необходимо воспользоваться дуговым протезом с непрерывным кламмером и коггевидными отростками (при подвижности передних зубов).

Съемные шинирующие протезы показаны при больших включенных дефектах, значительном поражении периодонта или при отсутствии достаточно прочной дистальной опоры. Применяют дуговой протез, позволяющий осуществлять, кроме того, и поперечную стабилизацию. Опорные зубы, как правило, должны быть блокированы с рядом стоящими. Использование одиночных зубов для фиксации кламмеров дуговых протезов недопустимо, поскольку это чревато их перегрузкой.

Дуговой (бюгельный) протез показан как при одностороннем, так и при двусторонних включенных дефектах. В последнем случае с его помощью легко осуществить поперечную стабилизацию.

Передняя группа зубов шинируется по ранее описанным правилам несъемными шинами. Особенности изготовления металлокерамических протезов при болезнях периодонта рассматриваются далее. При большой подвижности зубов шинирование можно усилить путем включения в нижний дуговой протез многозвеньевого кламмера. Благодаря этому передние зубы получают дополнительную поддержку с язычной стороны. Пользуясь данной конструкцией, можно создать и круговую фиксацию, снабдив многозвеньевой кламмер когтевидными отростками (рис. 21.33).

Непрерывный кламмер дугового протеза, замещающего включенные дефекты, можно использовать для шинирования передних зубов без наложения на них несъемной шины. Лучшая круговая фиксация достигается при взаимном сочетании несъемных шин и шинирующего съемного протеза.

Ортопедическая терапия при болезнях периодонта, осложненных концевыми дефектами, предусматривает шинирование сохранившихся зубов и замещение дефекта. Шинирование остаточного зубного ряда необходимо не только для уменьшения функциональной перегрузки, вызванной поражением пародонта, но и для предупреждения дополнительной перегрузки, возникающей вследствие использования зубов как опоры для кламмеров.

Шинировать остаточный зубной ряд можно тремя способами: несъемными шинами, шинирующими приспособлениями, включенными в конструкцию съемного протеза, и путем комбинации этих способов.

Конструкция несъемной шины зависит от положения зубов (передние или боковые), подлежащих шинированию. Предпочтение, особенно при шинировании боковых зубов, всегда следует отдавать шинам, покрывающим окклюзионную поверхность.

Съемные шинирующие аппараты, как правило, являются частью протеза. Это непрерывные кламмеры, когтевидные отростки, окклюзионные накладки и др. (рис. 21.34).

Клинический опыт показывает, что при комбинации бюгельных протезов в области премоляров и моляров, коронок и мостовидных протезов, особенно металлокерамических, в области передних зубов достигается большой функциональный и эстетический эффект.

Конструкции съемных шин и шинирующих протезов можно применять для стабилизации зубного ряда по дуге, независимо от величины и топографии дефекта. Они обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов в наиболее опасных направлениях: вестибулооральном и медиодистальном. При использовании съемных шин не требуется препарирование и депульпирование зубов.

Это основное преимущество таких шин. Кроме того, современные съемные конструкции просты в использовании и не


лечение травматической перегрузки периодонта


вызывают значительных эстетических нарушений. Они обеспечивают хорошие гигиенические условия и возможность проведения медикаментозно-хирургического лечения. При удалении зубов их можно заменить искусственными, не меняя конструкции шин. Однако съемные шины не всегда могут обеспечить хороший лечебный эффект. Они устраняют только горизонтальную артикуляционную травму. При значительной резорбции альвеолярного отростка, когда периодонт не в состоянии безболезненно воспринимать вертикальную функциональную нагрузку, съемные шины не могут создавать нормальные условия для его функционирования, а следовательно, и обеспечить необходимый эффект в лечении. Они могут применяться только для стабилизации по дуге, в чем не всегда бывает необходимость; чаще приходится шинировать функционально ориентированные группы зубов. На сегодняшний день для стабилизации подвижных зубов применяются съемные цельнолитые шины типа шины Эльбрехта и бюгельные протезы с многозвеньевыми шинирующими опорно-удерживающими кламмерами (рис. 21.35).

Показаниями к применению съемных шин являются:

1. Горизонтальная подвижность зубов при отсутствии или наличии дефекта зубного ряда с относительно равномерной резорбцией лунки в пределах '/2 и даже больше, если нет вертикальной подвижности, и сило вые соотношения пародонта антагонирующих зубов находятся в динамическом равновесии.

2. Дистально неограниченные дефекты и дефекты, которые из-за величины нельзя устранить несъемными шинирующими протезами.

3. Съемные конструкции в сочетании с несъемными протезами (при стабилизации группы зубов или в сочетании с конструкцией Румпеля, рис. 21.36).

С помощью конструкций несъемных шин можно решать сложные ортопедические вопросы, касающиеся взаимоотношений в опорном аппарате антагонирующих зубов.


лечение травматической перегрузки периодонта


Несъемные шины предохраняют периодонт от действия на зуб нагрузок, падающих в любом направлении. С помощью этих конструкций можно стабилизировать как отдельные группы зубов, так и весь зубной ряд. Правильно выбранная конструкция несъемной шины обеспечивает более высокую жевательную эффективность по сравнению со съемной I шиной.

Наряду с положительными качествами несъемные шины имеют недостатки. При использовании этих шин необходимо препарировать и депульпировать зубы. Эти шины нельзя применять при отсутствии большого количества зубов идистально неограниченных дефектах. Они менее гигиеничны и отрицательно влияют на маргинальный периодонт.

Несъемные конструкции показаны при необходимости:

1. Шинирования определенной группы зубов.

2. Устранения патологической подвижности зубов в трех направлениях.

3. Создания блоков из определенных групп зубов для уравновешивания силовых соотношений выносливости периодонта антагонирующих зубов.

Для этих целей разработано много различных конструкций. Так, для шинирования фронтальных зубов можно применять шину, состоящую из пластмассовых полукоронок, армированных металлической перфорированной пластинкой. Применяется коронка с пластмассовой облицовкой (по Белкину). Для усиления этой конструкции изготавливают и припаивают с небной поверхности литые крепления по типу многозвеньевого кламмера.

Хороший клинический результат дают коронки с общей литой защиткой, разработанные Величко и Бородюком (рис. 21.37).

Для стабилизации депульпирован-ных зубов нормальной анатомической формы, располагающихся правильно, можно использовать балочную интра-пульпарную шину с металлическими штифтами из ортодонтической проволоки (рис. 21.38)

Отпрепарированный в зубном ряду паз заполняют самотвердеющейся пластмассой или композиционным материалом. Шина надежно фиксирует зубы, не нарушает эстетику, проста в изготовлении.

Для шинирования боковых зубов, где эстетический фактор не имеет принципиального значения, целесообразно применять металлические коронки. При хорошем клиническом результате можно использовать экваторные коронки. Шина из таких коронок не препятствует терапевтическому и хирургическому лечению, исключает фактор травмирования краевого периодонта, позволяет проводить щадящее препарирование.


лечение травматической перегрузки периодонта


На современном этапе развития ортопедической стоматологии можно применять несъемные шинирующие протезы, изготовленные из металлокерамики и металлоакрила. Такие шины отличаются высокой прочностью, надежно фиксируют зубы и обеспечивают хороший эстетический эффект.

Конструирование протезов из металлокерамики у пациентов с периодонтитом отличается рядом особенностей. Применение таких протезов при заболеваниях краевого периодонта показано только пациентам с легкой и средней степенью тяжести процесса. К конструированию их можно приступать лишь после проведения курса противовоспалительной терапии, в стадии ремиссии заболевания.

При планировании ортопедического лечения с применением протезов из металлокерамики у пациентов с периодонтитом следует предусматривать увеличение количества опорных зубов по сравнению с нормой.

Металлокерамические протезы можно применять при небольших (1-2 зуба) включенных дефектах зубных рядов. Хорошие шинирующий, функциональный и эстетический результаты достигаются при комбинации бюгельных протезов в области премоляров и моляров с металлокерамическими несъемными протезами в области передних зубов. При протезировании край коронки должен доходить только до десны.

Поддесневое расположение его при пародонтите недопустимо.

Клинические этапы изготовления и применения металлокерамических протезов у пациентов с периодонтитом также имеют свои особенности.

При моделировании цельнолитого каркаса металлокерамических коронок и фасеток не следует формировать металлическую «гирлянду» с оральной стороны в пришеечной зоне. Этот участок в последующем нужно также покрыть фарфором, чтобы предотвратить отложение зубного налета, бляшки. В процессе моделирования промежуточной части (тела) мостовидных протезов их жевательную поверхность лучше несколько сузить по сравнению с принятыми нормами. Не следует создавать слишком высокие рельефные бугры во избежание блокирования движений нижней челюсти и перегрузки периодонта опорных зубов.

При моделировании металлокерамических коронок и фасеток в области передних зубов нужно создавать неглубокое резцовое перекрытие, чтобы исключить функциональную травматическую перегрузку периодонта в разных фазах артикуляции и откол керамической облицовки.

У пациентов с периодонтитом готовые Металлокерамические протезы следует укреплять на опорных зубах временно на срок до 2 месяцев. В течение этого периода нужно еженедельно проводить осмотр, и в случае развития осложнения (травматический пульпит, периодонтит и пр.) опорные зубы депульпироватъ. При необходимости следует проводить коррекцию окклюзии и противовоспалительное лечение. Если в течение 5 месяцев осложнений не возникает, протезы укрепляют цементом постоянно. В дальнейшем пациенты должны находиться на диспансерном наблюдении. Контрольные обследования следует назначать каждые 3 месяца. В случае необходимости нужно проводить противовоспалительное лечение краевого периодонта и коррекцию окклюзии.

Определенное значение имеет и последовательность протезирования Целесообразно вначале возместить дефекты зубных рядов в области премоляров и моляров цельнолитыми мостовидными или бюгельными протезами, стабилизировать межальвеолярную высоту, а затем в области передних зубов осуществить протезирование металлокерамическими коронками или мостовидными протезами. При этом значительно уменьшается опасность откола фарфора.

А. С. Артюшкевич
Заболевания периодонта



Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта

Категории: Пародонтология, Лечение заболеваний и патологий периодонта,
Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта известны следующие: • Ортодонтическое лечение. • Избирательное пришлифовывание зубов. • Шинирование зубов: 1. Временное. 2...

Роль непосредственного протезирования при заболеваниях периодонта

Категории: Пародонтология, Лечение заболеваний и патологий периодонта,
В целях предупреждения расшатывания оставшихся зубов, эстетических и функциональных нарушений, а также профилактики развития патологического состояния в зубочелюстной системе, связанного с удалением..

Профилактика болезней периодонта

Категории: Пародонтология, Профилактика болезней периодонта,
Первичная профилактика в периодонтологии включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья, а также специфическую защиту тканей полости рта от воздействия факторов риска. В..

Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта

Категории: Пародонтология, Лечение заболеваний и патологий периодонта,
Методы ортопедического лечения травматической перегрузки периодонта известны следующие: • Ортодонтическое лечение. • Избирательное пришлифовывание зубов. • Шинирование зубов: 1. Временное. 2...