RSS | PDA | XML

Реклама




Качественно-количественный метод определения мотивационного поля у стоматологических больных





Мотивация представляет собой систему факторов, определяющих поведение. Это процесс, который стимулирует и поддерживает поведение, с одной стороны, а с другой — это совокупность причин психологического характера, объясняющая поведение человека, его направленность и активность (М.М. Кабанов и соавт., В.В. Бойко, 2003; И.Ю. Гриньков и соавт., 2004; В.М. Семенюк и соавт., 2006). Стоматологическое состояние у различного контингента больных находится в прямой зависимости от его стоматологической осведомленности, мотивации на профилактику и лечение развившейся патологии. Общеизвестно, что подавляющая часть населения обращается к врачу-стоматологу только по факту возникновения какого-либо стоматологического заболевания (кариес, пульпит, утрата зуба и др.). Часто факт обращения определен симптомами острого состояния, что требует от врача проведения неотложных, нередко радикальных мероприятий. Обязательные плановые профилактические стоматологические осмотры осуществляются только в детских и ведомственных организациях, в то время как рекомендация для широких слоев населения, касающаяся профилактического посещения стоматолога минимум 1 раз в год, большинством пациентов игнорируется. В проведенных нами ранее исследованиях в различных группах населения выявлены причины, по которым пациенты уклонялись от профилактического посещения участкового стоматолога (И.В. Струев и соавт., 2007). В разных когортах обследуемых они в той или иной мере совпадали и были нами объединены в 3 блока по смыслообразующим мотивам: 1) мотивация, обусловленная недостаточно критическим отношением к своему здоровью. Выявлялось несоответствие клинической картины и субъективной ее оценки пациентами; 2) социально-бытовые мотивы; 3) мотивация, обусловленная фобическими реакциями.

Таким образом, доминирующим фактором, определяющим сам факт обращаемости населения к стоматологу в целях профилактического осмотра, когда эффективность коррекционных мероприятий наиболее высока, является мотивация, а еще точнее эффективность мотивации.

Можно с уверенностью утверждать, что, повысив мотивацию населения на своевременное выявление и коррекцию стоматологической патологии, можно существенно снизить показатели распространенности стоматологических заболеваний. Лимитирует разработку данной проблемы отчасти отсутствие методов определения выраженности самой мотивации как у отдельного субъекта, так и в когорте лиц. На сегодняшний день в ности к эндогенным факторам риска возникновения стоматологических заболеваний (Н.Н. Ваганов, 1993; D.Bixler, 2003).

Выявление и изучение факторов риска является продуктивным и для целей вторичной профилактики стоматологических заболеваний, многие факторы риска возникновения различных форм неинфекционной патологии усугубляют течение основного заболевания, повышают вероятность развития тяжелых форм. Так, при прочих равных условиях наличие одного фактора риска (низкое содержание фторидов в питьевой воде) повышает распространенность кариеса во временном прикусе на 40-50 % и на 50-60 % в постоянном прикусе (П.А. Леус, 2000).

Первичная и вторичная профилактика рассматриваются как 2 стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень индивидуального и общественного здоровья, в том числе его стоматологических аспектов.

Однако при решении проблемы профилактики стоматологических заболеваний в большинстве случаев основной акцент делается не на первичную профилактику, а на диагностику и лечение кариеса и его осложнений (вторичную и третичную профилактику). Профилактика чаще всего ограничивается профилактическими осмотрами (периодическими и целевыми) в школьных и дошкольных учреждениях, а также индивидуальными мероприятиями в виде местного применения кариесстатических препаратов. Обследования (скрининги) с целью выявления факторов риска стоматологической патологии носят эпизодический характер и малоэффективны. Если какие-либо факторы риска и выявляются, то за этим, как правило, не следуют профилактические консультации. Медицинские работники стоматологического профиля слабо владеют современными методами консультирования по профилактике заболеваний, отмечается дефицит методического материала для такой работы.

Не способствует заинтересованности в профилактической работе и отсутствие системы оценки профилактической деятельности. Как правило, оценка эффективности работы врача-стоматолога представлена показателями вторичной и третичной профилактики.

Существующая оплата труда медицинских работников в условиях бюджетного финансирования и системы ОМС мало зависит от объема выполненной профилактической работы, а время, предназначенное для санитарного просвещения и гигиенического воспитания, ограничивается 4 рабочими часами в месяц. Вместе с тем остается неиспользованным огромный потенциал и ресурсы системы стоматологической службы по первичной профилактике стоматологических заболеваний в рамках школьной стоматологии. Широкое внедрение программ гигиенического обучения и воспитания ограничено многими причинами, но одной из главных является дефицит специалистов среднего звена. В настоящее время на уровне первичной медико-санитарной стоматологической помощи (в школьных стоматологических кабинетах) вместо гигиенистов зачастую используются высококвалифицированные специалисты с высшим стоматологическим образованием.

Теория факторов риска с учетом всего вышеизложенного позволила выдвинуть и приступить к реализации в Кемеровской области концепции конструирования, создания здоровья (promotion of health), состоящей из 2 фаз: фазы преодоления, уменьшения действия факторов риска и фазы создания здоровья, его формирования (собственно promotion). Вторую фазу реализовать гораздо труднее, так как она подлинно профилактическая, основанная на недопущении факторов риска и непосредственных причин заболевания, эта фаза развития и укрепления здоровья здоровых (Ю.П. Лисицин, 2003).

Согласно этой концепции авторами разработаны технологии и сформированы стандарты первичной и вторичной профилактики основных стоматологических заболеваний для различных групп населения: детей, подростков, трудоспособного населения и лиц пожилого возраста. Эти стандарты используются на практике, а также служат для оценки профилактической деятельности врачей-стоматологов в стоматологических учреждениях различного уровня.


И.В. Струев, И.Ю. Баркан
ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия»





Комментировать:
Имя:

Сообщение:


Похожие статьи:

К вопросу о совершенствовании организации стоматологической службы в Российской Федерации

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
В настоящей работе проведено предварительное изучение наиболее существенных направлений в организации стоматологической службы (ОСС). Первостепенной основой ОСС является многоуровневая комплексная..

Развитие маркетингового подхода к управлению предпринимательской деятельностью в сфере стоматологии

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
Управление развитием стоматологических услуг (СУ) связано с решением новых задач, которые по своей сущности являются задачами управления стратегией развития в зависимости от способа развития СУ. Сегодня..

Особенности финансового обеспечения стоматологических лесебно-профилактических учреждений России

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
В новых экономических условиях сохранить детскую стоматологию бесплатной стало невозможным в связи с недостатком финансирования. Это привело к поиску альтернативных путей выхода из кризиса. Бюджетное..

Роль рыночных отношений в показателях деятельности стационара ЦНИИС по обслуживанию больных

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
Переход к рыночным отношениям существенно изменил многие сферы деятельности и подходы к реализации всех видов медицинской и в том числе стоматологической помощи. Причем это коснулось как врачебного..

Управление стоматологическими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции

Категории: Стоматология - организационные вопросы,
На современном этапе развития российского здравоохранения организация деятельности стоматологических учреждений приобретает особую значимость. Управленческие проблемы находят свое отражение в предлагаемых..